Великие пирамиды - единственное из семи чудес света древности, сохранившееся до наших дней. Древний Египет - одно из самых ранних государств мира - возник в долине самой длинной реки нашей планеты Нила, около 3000 г. до н. э., когда легендарный фараон Мена объединил страну и стал правителем Верхнего и Нижнего Египта. Это государство просуществовало более двух с половиной тысяч лет, в нем сменилось 30 династий, прежде чем оно пало под ударами персов.

Историю Древнего Египта ученые делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н. э.) и Второй (середина 4 тыс. до н. э.) додинастический периоды; Раннее царство (XXXII-XXIX вв. до н. э.); Древнее царство (XXIX-XXIII вв. до н. э.); Первый переходный период (XXIII-XXI вв. до н. э.); Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.); Второй переходный период (конец XVIII - середина XVI вв. до н. э.); Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.); Третий переходный период (XI-X вв. до н. э.); Позднее царство (IX-VII вв. до н. э.); эпоха Персидского господства (конец VI-IV вв. до н. э.). И только несколько веков Древнего царства пришлись на эпоху строителей пирамид.

Высший жрец священного города Анну, который греки называли Гелиополь, астроном Имхотеп связал пирамиды с небом. Ранее царей хоронили в мастабах, которые состояли из подземной погребальной камеры и прямоугольного каменного сооружения над поверхностью земли. Но Имхотеп приказал возвести над мастабой еще пять таких же строений, и получил ступенчатую пирамиду для своего фараона Джосера. По этим ступеням фараон должен был подниматься в небо.

Расположенные в Гизе пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина называют Великими пирамидами. Относятся они к периоду IV династии. Они были не ступеньчатой, а гладкой пирамидальной формы, облицованы белым известняком и сверкали на солнце. Пирамида Хеопса сложена из 2 млн 300 тыс. каменных блоков, точно подогнанных друг к другу, без каких-либо связующих веществ. Вес каждого блока приблизительно от 2 до 14 т. Геродот, древнегреческий историк, который побывал в Египте два тысячелетия спустя после строительства Великих пирамид, писал, что блоки поднимали с помощью деревянных рычагов с яруса на ярус по особым пандусам, и неподалеку от пирамиды Хеопса найдена древняя каменоломня и остатки пандуса. Обнаружены остатки гавани, куда камни доставляли издалека.

А кто же строил пирамиды? Согласно Геродоту, это были рабы. Причем их труд был настолько изнурительный, что 100 тысяч рабов сменялись там каждые три месяца. Однако недавние археологические исследования опровергают это утверждение: были найдены остатки лагеря строителей и их захоронения. Это были, скорее всего, свободные люди, выполнявшие трудовую повинность и получавшие плату за свой труд. Рабочие были разделены на бригады, и между бригадами даже устраивали соревнования! Однако трудно себе представить, что строительство бросали во время разлива Нила, когда начиналась страда - ведь большинство египтян занимались земледелием. Скорее всего, какие-то специалисты жили у пирамид постоянно. Людей этих берегли и хорошо лечили. Одному строителю сделали трепанацию черепа, а другому ампутировали ногу, но после этого он жил еще много лет. Ведь строительство пирамид было делом непростым и требовало большой точности и знаний.

Сами пирамиды, их устройство, таят в себе немало загадок. Около пирамид найдены остатки канав. Вероятно, канавы заполняли водой, и скалывали камень, ориентируясь на ее уровень, чтобы площадка стала ровной. Канавы выкапывали так, чтобы строение располагалось точно по сторонам света. Среднее отклонение от точного направления лишь немного превышает 3°. Ориентировались зодчие по звездам, и делали это, вероятно, с помощью отражений в воде. Над канавой, наполненной водой, натягивали тонкую веревку и перемещали до тех пор, пока ее отражение на поверхности воды не совпадало с отражением звезды. Исследовательница Кейт Спенс думает, что это были звезды Мицар и Кохаб в созвездиях Большой и Малой Медведиц. Возможно, пирамиды являлись своеобразными календарями-обсерваториями, ведь по звездам египтяне определяли начало разлива Нила, или же звезды просто имели сакральный смысл - ведь египтяне верили, что фараон после смерти становится звездой на северном небосклоне. «Звездные» гипотезы не дают покоя исследователям. Роберт Бьювел, например, считает, что система коридоров и камер в Великой пирамиде соответствует рисунку созвездия Ориона, и даже расположение пирамид в Гизе тоже изображает это созвездие. Случайно это совпадение или нет, неизвестно.

Интересно, что длина основания пирамиды Хеопса равна 230 м, высота ее изначально была 146,7 м. Половинный периметр основания, деленный на высоту, даст число 3,137, близкое к числу π (3,1415). Откуда египтяне знали число π? Этот вопрос привел к многочисленным гипотезам, вплоть до существования неизвестной высокой цивилизации. В XX в. обнаружили новую загадку пирамид, когда была расшифрована структура молекулы ДНК. Выяснилось, что она представляет собой двойную спираль, напоминающую лестницу из сахара (дезоксирибозы) и фосфорной кислоты. «Ступенями» этой лестницы являются азотистые основания. И они прикрепляются к «боковым сторонам» ДНК именно под углами от 50°до 54°, в среднем под углом 51°45′. В пирамиде Хеопса угол наклона граней 51°51′! Неужели египтянам была известна структура ДНК? Ответ может быть гораздо проще. Такая структура наиболее прочна и выработалась она именно в процессе эволюции. Точно так же прочна и конструкция пирамид. Древние строители на собственном опыте и благодаря доступным им расчетам пришли к выводу, что именно такой наклон сделает пирамиды устойчивыми. И не ошиблись - древние пирамиды сохранились до наших дней, оставляя исследователям широкое поле для работы.

Рассказ о пирамидах был бы неполным без упоминания сфинкса. Слово это греческое, а как его называли египтяне - неизвестно. Сфинкс - лежащий лев с человеческой головой - самая древняя монументальная скульптура на земле. Считается, что лицо сфинкса изображает фараона Хефрена (ок. 2575-2465 гг. до н.э.), пирамида которого находится поблизости. Но у Сфинкса негроидные черты, а другие изображения Хефрена это не подтверждают. Неизвестна и дата создания этой скульптуры. Найденные на ней следы эрозии заставляют задуматься: а вдруг Сфинкс гораздо древнее, ведь сильные дожди в Египте шли 10 тыс. лет назад. Правда, эрозию можно объяснить и обычным разрушением известняка, из которого сделана статуя. Интересно, что у сфинкса отбит нос. По одной из версий, это сделал суфийский фанатик в 1378 г., когда увидел, что крестьяне подносят сфинксу дары в надежде на хороший урожай. Он разгневался и нанес статуе удар, за что и был растерзан толпой. Эта история подтверждает, что и в эпоху ислама египтяне продолжали поклоняться древнему божеству. Значит, древняя цивилизация продолжала жить в памяти народа, а не только в исторических трудах.

Возможно Вам будет интересно:



В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Пирамиды Гизы были построены при правлении 4 династии фараонов (около 2550 г. до н. э.) предположительно в качестве гробниц для царей и цариц. Архитектура Древнего Египта представлена 90 пирамидами, главными из которых являются Пирамиды Гизы, что находятся на краю столицы Каира. Самая большая в мире — Пирамида Хеопса, возвышающаяся над плато является одним из самых древних и нетронутых временем историческим и культурным памятником. На протяжении 4300 лет Пирамида Хеопса была самым высоким зданием на Земле. В 1889 г. ее место заняла Эйфелевая башня в Париже.

Пирамида построена полностью из известняка. Узнать, с помощью каких механизмов были построен этот грандиозный пирамидальный комплекс, ученым до сих пор не удалось. При ее строительстве было использовано 1,300,000 каменных блоков весом от 2,5 до 15 тонн. Длина ее основания — 230 метров. Четыре стороны Пирамиды Хеопса смотрят на четыре стороны света под углом 52 градуса. Первоначальная высота Пирамиды была 146,5 м, но сегодня составляет только 137 метров. Пирамида потеряла 9 метров в высоту из-за того, что известняковое покрытие и облицовочные камни, которые находились на вершине, были сняты с пирамиды и использованы находящимися у власти в Египте турками и использованы при строительстве домов и мечетей в Каире. Пирамида Хеопса имеет два выхода. Оба они расположены в северной ее части: один основной и второй в 17 метрах над уровнем земли.

В XI н. э. искатель сокровищ халиф эль-Мамун предположил, что внутри пирамиды находятся несметные сокровища и послал каменщиков, чтобы открыть вход в нее. Они продолбили в пирамиде туннель, который отклоняется от первоначального входа и соединяется с ним через 35 метров. Внутри пирамиды они ничего не нашли: усыпальницы фараонов были разграблены еще в древние времена.

От главного входа в Пирамиде к месту, где находился саркофаг, ведет длинный узкий коридор с низким потолком. Он спускается на глубину более, чем 100 метров, и ведет к камере, расположенной примерно в 24 м ниже уровня земли.

В 20 метрах от нисходящего коридора есть еще один туннель, который ведет в самое сердце пирамиды. Он заканчивается в самой большой части пирамиды — Большой Галереи. И представляет собой прямоугольный зал 49 квадратных метров в длину и 15 метров в высоту. От Большой Галереи длинный туннель ведет в помещение второй камеры, которая известна как Усыпальница Королев.

Поднимаясь от Большой Галереи можно обнаружить вход в третью камеру, здесь установлен саркофаг, который был сделан из единого блока гранитного камня. Помещение этой камеры представляет собой удивительную археологическую находку: оно построено из гранитных блоков, которые были привезены из южного города Египта Асуана, находящегося в 1000 км от плато Гизы! Крыша камеры состоит из 9 гранитных плит, вес каждой из которых которых оценивается примерно в 50 тонн. Погребальная камера имеет небольшие прямоугольные выходы из пирамиды. Ученые предполагают, что эти углубления в пирамиде служили для обеспечения вентиляции, либо согласно верованиям древних египтян, обеспечивали контакт фараона со звездами.

Великая Пирамида в Египте принадлежала египетскому царю Хуфу. Имя «Хеопс» было дано ему греками. Оба названия являются общепринятыми. Тоже самое относится к расположены поблизости на плато Гиза Пирамиде Хафра (по-гречески «Хефрена») и Пирамиде Менкаура (по-гречески «Микерина»).

Пирамида Хефрена, вторая по порядку и по величине пирамида на плато Гиза Египта. Основным отличием этой пирамиды является оставшийся на вершине слой облицовочного белого камня. При осмотре Пирамид Гиза создается впечатление, что она самая большая. На самом деле, это просто оптический обман, так как она стоит на возвышенности. В высоту Пирамида Хефрена всего 136 м, ширина основания 214,5 м. Изначально Пирамида Хефрена была 143,5 м в высоту.

В пирамиде не обнаружено никаких коридоров, ведущих в ее центр и погребальных камер под землей. Пирамида имеет единственный вход в 15 метрах над землей, и спуск по узкому коридору под углом 25 граудсов в погребальную камеру площадью 14,2 на 6,9 м. В этой камере находится большой черный саркофаг.

Для сына Хефрена, Микерина, была построена самая маленькая из трех пирамид на плато Гиза: 65,5 м в высоту (в настоящее время 62 м), с основанием 105 м и под углом 51,3 градуса. Эта пирамида, как и две других на плато Гиза, имеет северный вход. Помимо размеров, Пирамида Микерина отличался от двух других тем, что ее облицовка была выполнена из розового гранита, который был привезен из Асуана. Король Египта Мухаммед Али-паша использовал его, чтобы построить резиденцию в Александрии.

Одним из самых древних и, тем не менее, ярких Чудес света являются Великие Пирамиды, расположенные в Гизе (Египет). Комплекс гизейских строений представляет собой величайший архитектурный памятник, когда-либо созданный человеком. Всего на территории Египта было найдено более сотни пирамидальных строений, но большинство из них не выдержало испытаний временем.


Пирамиды Гизы

Пирамида Хеопса

Крупнейшая из гизейского комплекса пирамида Хеопса - самое большое строительное сооружение в мире. Ее основание представляет квадрат со стороной в целых 227,5 метров. Как предполагается, первоначальная высота строения составляла 146 метров, но несколько верхних камней были разрушены, и сегодня пирамида ниже на 9 метров.

Инженерные исследования показали, что крупнейший гизейский памятник архитектуры состоит из 2,3 млн. каменных блоков, каждый из которых весит не менее 2,5 тонн. Общий объем строения составляет 2,34 млн. кубических метров. Грани пирамиды развернуты по сторонам света, причем вход вовнутрь находится с севера.

Отличительной особенностью сооружения является то, что все до единого строительные блоки настолько хорошо подогнаны друг к другу, что даже теперь, по прошествии нескольких тысяч лет, между ними невозможно просунуть даже тончайшее лезвие. Кроме того, исследователи обнаружили, что раствор, которым скреплялись элементы конструкции, превосходит по своей прочности любой современный материал.

Предназначение пирамид

В пирамиде Хеопса отсутствуют надписи, рисунки и украшения. Внутри строения расположены три камеры, в центре одной из которых установлен гранитный саркофаг. Вначале предполагалось, что строение представляет собой гробницу. Многолетние исследования то подтверждали, то опровергали это допущение.

Но ни останков фараона, ни какой-либо утвари или вещей, которые по традиции того времени хоронили вместе с покойным, не были найдены. Правда, есть большая вероятность, что пирамиду попросту разграбили. Однако некоторые детали в гипотезе о предназначении сооружения не сходятся с вариантом о гробнице.

Впрочем, оставим историкам и археологам вопросы о происхождении и цели строительства такого удивительного комплекса строений, вход в который защищает Большой Сфинкс - самая крупная монолитная скульптура на планете. Для нас с вами Пирамиды Гизы, с которыми связаны многие легенды, остаются одним из самых ярких и необычных примеров высоты полета инженерной мысли.

Единственным из «Семи чудес света», дошедшим до наших дней, являются египетские пирамиды. Древняя египетская архитектура даже в наши дни поражает мощью своих громадных каменных сооружений. Среди огромных колонн древних храмов, вздымающихся к небу и стоящих часто, как деревья в лесу, можно заблудиться. У входа в эти храмы, как грозная стража, стоят огромные статуи фараонов, лежат каменные сфинксы. Сфинкс – в Древнем Египте – воплощение царской власти, статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или священного животного.

Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV ты­сячелетия до н. э. правители одного из них под­чинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, – южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

Дед и отец Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и вели­чественные гробницы - пирамиды, которые дол­жны были увековечить имена грозных пра­вителей. Их рабы воздвигали плотины, про­рывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для оро­шения полей. Благодаря этому с полей Егип­та снимались высокие урожаи,что приноси­ло фараонам новые и новые доходы.

Хеопс же думал только о том, чтобы просла­вить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем,- это гостиницы. Подлинное жили­ще человека – гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гроб­нице». И Хеопс решил сократить по возмож­ности государственные расходы, а большую часть своих доходов тратить на создание гроб­ницы, которая будет выше и величественнее всех прежних царских гробниц.

Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев – египтян. Фа­раон велел выбирать для работы самых креп­ких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кор­мили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на сме­ну им гнали все новых и новых…

Первые десять лет ушли на подготовитель­ные работы. Прокладывали удобный путь к ме­сту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира – Гиза), рыли подземные тайники и за­кладывали фундамент. А в каменоломнях, примерно в 600 милях к во­стоку от Нила, скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 тонн каждая были гладко обтесаны медными ору­диями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу. Высота пирамиды была 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно достигала высоты со­временного сорокаэтажного дома. Сторона основания пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем 9 футбольных полей. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенст­вом, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10х5х5 м.), в которой был установлен цар­ский гроб - саркофаг. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, но предпола­гают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, исто­щавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в со­леной воде, залили душистой смолой и обер­нули готовую мумию погребальными пеле­нами. Египтяне верили, что возможно воскре­шение мертвых. Они считали, что душа умер­шего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии пре­вращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пира­миды фараона располагались гробницы вель­мож и чиновников. Владельцы богатых поме­стий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и пла­кальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего бы­ков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны, мумия была выбро­шена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величай­шую пирамиду, которую в древности причис­ляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, соз­данное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось со временем. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.

В 1953 г. два египетских археолога откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длиной с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое царство мертвых.

На следующий год другой египетский археолог разыскал в песках новую пирамиду – фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса. Пирамида, к счастью, была нетронута! Ни один грабитель в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Жрецы внушали народу, что и после смерти фараон останется властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская религия учила, что бедняки и рабы не имеют никакой надежды на счастливую жизнь даже в загробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же как и при жизни. В загробном мире, по представлению египтян, существует такое же неравенство, как и на земле: одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.