Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года – с 1165-го по 1168-й – и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты – тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении “Книга, глаголемая Летописец”. В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город – это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

“Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда”. Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год – фольклористами был записан рассказ местной жительницы: “Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка – не очень уж большая – ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет”.

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. “Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: “Хоть бы старички китежские помогли”. Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину – и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие – один к одному, да все белые!”

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год – журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год – к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год – отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края - Светлояр. Размеры озера не велики - полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.
Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» - не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры - «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас - волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура - древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещение Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 - 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда - Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один - Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов - сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды. Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится - как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века "Китежский летописец" .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди - некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне - в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков:
"Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей - смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. "

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий произошло. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы - берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями - первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет - вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.
На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того - недалеко от этого "овала" находится другая область. Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами "Илиады". А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах - и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

В некоторых местах вода просто "кричала", в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город - центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды - тесты показали, что его кислотность равна нулю. Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы. Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты - древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев - бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»- это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости - ведущий мотив легенды.

Вторая часть «Книги глаголемой летописец» - «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» - лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

Материал из сайт

Легенда о граде Китеже

Китеж, Град Китеж, Китеж-град, Большой Китеж - затопленный невидимый город благочестивых христиан находящийся, по легенде, на дне озера Светлояр: иногда из глубин озера раздается мощный звук, напоминающий чистое звучание колокола. Расположен приблизительно в полутора километрах от с. Владимирское Воскресенского района, что на р. Люнда, в границах заказника Нижегородское Поветлужье.

Считается, что Китеж-град чудесно спасся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII в. Для Батыя и его полчищ готовившихся захватить город он стал невидимым и затем опустился на дно озера Светлояр вместе со всеми благочестивыми жителями. По легенде Китеж-град незримо существует и поныне, праведники угодившие Богу могут видеть святой город.

Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».

И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и присно девы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и присно девы Марии.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой Богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет. Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно исчесть, так и невозможно все описать. Именно о них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего». И еще тот же пророк царь Давид: «Возвышенны для меня помышления твои, боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: «Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был достоин весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит в неделю третью поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога. Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что «все имущему и хотящему спастись дастся».

И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против Батыя-царя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 6755 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).

ПОВЕСТЬ И ВЗЫСКАНИЕ О ГРАДЕ СОКРОВЕННОМ КИТЕЖЕ

Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом. Ибо на путь спасения пошел, как свидетельствуют о том книги, такие, как патерик Скитский. Был некто отец, и обратил он одну блудницу от блуда. Блудница же пошла с ним в монастырь. И пришла ко вратам монастыря того, и умерла. И была спасена. И другая также отошла в пустыню с отцом, и умерла. И приняли ангелы душу ее, и возвели по лестнице на небо.

Также и с тем человеком. Если случится и умереть ему, - по божественному Писанию рассудится. Ибо бегущий тот духовно подобен спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего, о чем святой Иоанн Богослов написал в «Откровении», книге своей. О последнем времени говорит он как о жене, сидящей на звере семиглавом, нагой и бесстыдной. В руках же своих она держит чашу, полную всякой скверны и смрада исполненную, и подает ее в мире живущим и любящим это, - в первую очередь патриархам, царям, и князьям, и воеводам, и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном, любящим сладость его.

Тому же, кто хочет и желает спастись, подобает бежать мира и сладости его. Как сказал тот же Иоанн, провидя духом святым: «Жена побежит в пустыню, и змей будет гнаться по следу ее, тот, что совращает с правого пути хотящего жить смиренно и духовно». И тот проклятый змей учит широким и пространным путем ходить, стезею злобы, и сбивает с правого пути, и совращает, и велит жить растленной жизнью, и устрашает по правому пути ходящих.

Но того, кто хочет, и ищет, и желает спасения, того человека наиболее вразумляет благодать божия, и помогает ему, и учит, и ведет его на совершенное духовное смиренное житие. Ибо никто никогда и нигде не оставлен был господом. Когда бы ни призвал, услышан был им. И когда ни попросит, не будет ли прият им? И чего не взыщет, не обрящет ли у него? Ибо всех приемлет господь, к нему приходящих, с радостью и всех призывает. Ведь обычно даже силы на небесах не видят лицо божие. А когда грешник на земле покается, тогда ясно зрят лицо Христово силы все небесные, и открывается слава божества его, и видят лицо его. Ибо единой ради души грешной кающейся радость бывает на небесах всем силам небесным и всем святым его. А силы - это ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, начала, и власти, и господствия. А святые - это вот кто: пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведники, мученики, и мученицы, и другие святые. Ради единого грешника покаяния бывает радость всем силам небесным и всем святым его.

А не хотящего, не тщащегося, не желающего получить спасение себе не понуждает господь нуждою и неволею. Но по усердию и по произволению сердца все творит господь человеку. Когда кто нелицемерным умом и верою непоколебимою даст обет и не будет помышлять ни о чем суетном в себе, тогда, если даже и возвратится вспять, не поведав ни отцу, ни матери, ни сестрам, ни братиям, то и такому открывает господь путь и направляет его в таковое благое и тихое пристанище молитвами преподобных отцов наших, что трудятся день и ночь непрестанно. Молитва их уст, как кадило благоуханное. Молятся они и о хотящих спастись искренним сердцем, а не ложным обетом. И если кто хочет спастись и молится, кто обратится к ним, такового приемлют с радостию как наставляемого богом. И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Есть ведь и летописец-книга о монастыре том. К первому слову возвращусь.

Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от бога. Казнь приимет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми, об этом было писано в житиях святых отцов, там подробнее прочтешь.

И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею,- так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. И стал он невидим по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит скорби и печали от зверя-антихриста. Только о нас печалуют день и ночь, об отступлении нашем, всего нашего государства московского, ведь антихрист царствует в нем и все его заповеди скверные и нечистые.

О запустении града того рассказывают отцы, а они слышали от прежних отцов, живших после разорения града и сто лет спустя после нечестивого и безбожного царя Батыя. Ибо тот разорил всю ту землю заузольскую и села и деревни огнем пожег. И лесом поросла вся та страна заузольская. И с того времени невидим стал град тот и монастырь.

Сию книгу-летописец мы написали в год 6759 (1251), и утвердили собором, и предали святой божией церкви на укрепление всем православным христианам, хотящим прочитать или послушать, а не похулить сего божественного писания. Если же какой человек надругается или насмеется над сим, нами утвержденным, писанием, да знает таковой, что он не нас похулил, но бога и пречистую его матерь, владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию. В ком же славится, и величается, и поминается великое имя ее, матери божией, тех и она соблюдает, и хранит, и покрывает дланию своею, молитву за них сыну своему принося: «Не оставь в презрении моего, о сын любезный, прошения. Ты, кто кровью своею омыл весь мир, помилуй и сих и сохрани и соблюди призывающих имя мое с верою несомненною и чистым сердцем». И потому господь покрыл их своею рукою, о чем мы и написали, и утвердили, и известили.

И к сему нашему постановлению ни прибавить, ни убавить и никак не изменить, ни единую точку или запятую. Если же кто прибавит или как-нибудь изменит, да будет, по святых отцов преданию, проклят, по преданию известивших о сем и утвердивших. Если же кому это неверным мнится, то прочти прежних святых жития и уведай, что было много в прежние времена сего. Слава в троице славимому богу и пречистой его богоматери, соблюдающей и хранящей место оно, и всем святым. Аминь.

«На дне души гудит подводный Китеж, Наш неосуществимый сон»… Согласно преданию, был в древнерусском государстве в стародавние времена город по названию Великий Китеж. Стоял он на берегу глубокого светлого озера, среди дремучих лесов и чистых, прозрачных рек. Жили в нем в мире и согласии добрые и приветливые русские люди-християне. Но беда не обошла их стороной. Пришли в те края непобедимые полчища врагов и в страшном бою пала дружина Великого Китежа. И подступил враг к самым стенам города. Жители Китеж-града укрылись в храмах и стали молиться Богу. Свершилось чудо. Город окутался светлым, золотистым туманом. Cами по себе, тихо загудели, заблаговестили колокола, предвещая избавление. Господь спас город, погрузив его на дно озера. Когда наступило утро и первые лучи восходящего солнца скользнули по водной глади и озарили озеро, враги увидели на месте города пустой берег. Под ним в озере было видно отражение стольного града Великого Китежа. В удивлении смотрели враги на отражение невидимого города. Загадочное зрелище поразило их. Забыв обо всем, они в ужасе бежали от страшного места. Город не погиб – он существует и поныне. Но увидеть его могут лишь люди чистые душой. Таково сказание о граде Китеже. В древнем летописце писано: «…Ащё кто нераздвоенным умом и несумненною верою обещается и пойдёт к невидимому граду тому, не поведав ни отцу с матерью, ни сестрам с братьями, ни всему своему роду-племени, - таковому человеку откроет Господь град Китеж и святых в нём пребывающих…Аще же кто пойдёт, обаче мыслете начнёт семо и овамо, или пойдя, славити начнёт о желании своём, таковому Господь закрывает невидимый град: покажет ему его лесом или пустым местом… И ничто же таковый человек не получит себе, такмо труд его в суе пропадёт. И будет ему соблазн и понос, и укор и от Бога казнь приимет зде и будущем веце… Осуждение приимет и тьму кромешную всяк человек, иже такому святому месту поругается… Понеже на конец века сего Господь чудо яви - невидимым сотвори град Китеж, да в нём пребывающие не узрят скорби и печали от зверя Антихриста.» Где-то смутно в сознании встают воспоминания о белых церквях, о домах и лесах на берегах многоводных рек… О золотых куполах и древних кремлёвских стенах… Далеким, обетованным градом, невидимым, скрытым, кажется нам родная старина. Китеж-Русь увидит лишь тот, кто сохранит свою душу незапятнанной, кто чистой и верной понесёт её через все испытания. Тот, кто «не поругается святому месту» - Родине. Тот кто не поклонится Антихристу. Тот кто не будет «мыслит семо и овамо». Русь увидит тот, кто, не похвалясь даже перед самыми близкими своими, «не поведав ни отцу с матерью, ни сёстрам с братьями, ни всему своему роду-племени» решит в душе своей и даст обет стать достойным увидеть Невидимый Град... Разве не слышите вы, русские люди, как где-то в отдалении, пока заглушено, но всё внятнее и внятнее несётся колокольный звон из-под светлых студеных вод, с колоколен и церквей невидимого града? Будем же верить, что недалёк тот час, когда благовест Воскресения подхватят колокола всей Руси.

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них — Гришка Кутерьма — все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж — один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.

Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» — священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы — святилищах славянских божеств — были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.

А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным — состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия — и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами… XIII века — новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.

Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Сказ о сокрытии священного града Китежа - жемчужина славянского религиозного верования.

По мотивам сказа написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова…

Что же скрывается за красивым сказом о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившись ни христианскому православию, ни татаро-монгольскому игу?

Китеж – город, посвящённый русскому богу Китоврасу

Оживленное повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку.

[!] Однако, по мнению Александра Асова, истоки этой легенды следует искать в еще более раннем периоде - дохристианской истории Руси . На строительство города-храма ушла не одна сотня лет, а, как известно, инородное православие на Руси окончательно установилось лишь после 1990 года с пришествием в Россию многотысячной иудейской армии перестроечников.

Это не так просто, поскольку христианское православие настолько плотно оккупировало русские святые места и обряды, что разделить, какие сказания принадлежат оккупанту, а какие мифы истиннорусские, довольно трудно.

Озеро Светлояр, в котором, согласно легенде, скрылся священный град Китеж, находится в районе Поволжья, и с очень давних времен известно как центр русской родной веры [не путать с христианством - православием].

Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр >, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы , которому поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж. О нем говорится в древнейшем священном источнике русской веры - «Звёздной книге Коляды ».

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура . От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы . Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Предатель – православный иудей Гришка Кутерьма

Теперь перенесемся в более поздние времена. Согласно христианским летописям, град Большой Китеж на берегу озера Светлояр был построен князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.

Кроме него существовал еще и Малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрии Долгоруком.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты. Однако легенды объединили эти два разных города, и так появился мистический и таинственный Китеж-град.

Алексей Асов, руководствуясь преданиями и хрониками того времени, смог воссоздать истинную картину событий тех далеких времен.

В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже.

На тот момент на земле русской Юрий Всеволодович оставался практически единственной организованной силой, противостоящей татаро-монгольскому нашествию.

Остальные князья были истреблены в ходе христианизации Руси – кровавого крещения.

Батый жаждал власти над миром и рвался как можно скорее идти дальше - к Средиземному морю, но оставлять в тылу гордого и непобежденного русского князя опасался. И тогда он приказал пытать всех пленных русичей, чтобы выдали заповедные дороги, ведущие к Китежу.

[!] Воины молчали, потому что знали: выдать священный город – значит, обречь себя и свой род на вечное проклятие .

Лишь один не выдержал пытки - Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и смерти и согласился повести врагов к русской святыне.

Путь был нелегок и лежал среди непроходимых болот и лесов. Но предатель знал потайные тропы и смог вывести татаро-монгольское войско к священному городу.

Увидев надвигавшиеся вражьи рати, жители Большого Китежа и воины Юрия Всеволодовича стали молиться Богу. Узрев страдания русичей от захватчиков, Бог сжалился над осажденными. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр и не достался на разграбление, бесчестье и смерть беспощадному врагу.

Китеж – город-храм родной русской веры

Однако некоторые факты в этой легенде вызывают сомнения. Остатки войска князя Юрия Всеволодовича в действительности не представляли реальной военной угрозы для Батыя. Да и что мог сделать князь на земле, по которой дважды прокатились огнем и мечом бесчисленные орды кочевников?

Тогда возникает вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который даже в те времена считался полумифическим?

[!] Дело в том, что Китеж представлял именно духовную ценность.

Он не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси. Но он был великим духовным центром! Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов.

Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних храмов, являясь по сути одним из самых крупных храмовых комплексов русской родной веры. И православие более ста лет стремилось овладеть этим городом.

У историков самой распространенной версией, казалось бы, нелогичного с точки зрения военной стратегии похода Батыя на Китеж, является следующая.

Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян.

Поэтому призванный православными в качестве карателя русских монгольский хан пошёл на Китеж, чтобы тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение .

Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни - это душа народа. Однако Китеж не достался врагу.

Русские боги сохранили войско для отпора врагу

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир. Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, и войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот священного города, чтобы со всеми русскими душами явиться для суда Божьего над захватчиками Руси – православными христианами.

В советские времена, естественно, такой взгляд на историю принят быть не мог, и была выдвинута версия, что-де легенда о Китеже отражает природный катаклизм, в результате которого произошло быстрое опускание почвы и погружение стоявшего на берегу озера города под воду. Следовательно, делался вывод, остатки легендарного города можно найти на большой глубине. На озеро Светлояр была организована экспедиция.

В ходе подводных исследований археологи выяснили, что дно его состоит из трех слоев грунта:

  • первый слой - на глубине в 30 метров - очень древний,
  • второй - на 20-метровой отметке - как раз относился к XIII веку,
  • третий - отложения более поздних времен.

На глубине 20 метров археологи нашли предметы, которые можно отнести к периоду XIII века. Однако это были всего лишь небольшие вещи, сделанные из дерева и металла. Эти находки как раз и позволили выдвинуть гипотезу о том, что город, постепенно погружаясь в воду, уходил в другой пласт реальности. А отдельные вещи остались в нашем мире из-за сильных колебаний земли или просто были смыты водой.

Но куда же делся Китеж?

На этот вопрос могут ответить лишь современные ученые.

Существует предположение, что в определенное время и при определенных обстоятельствах разные измерения могут соприкасаться.

В данном случае, как считает ряд исследователей загадки Китежа, смещение пластов реальности произошло в результате коллективной молитвы осажденных. Ведь молитва эта была совершена в экстремальной ситуации и притом одновременно большим числом людей. Не будем забывать, что помимо горожан в городе находилось и войско. Плюс - издревле священное место.

Время молитвы, вероятно, тоже было выбрано не случайно. Ученые уже не раз обращались к древнейшему астрологическому источнику наших предков - «Звёздной книге Коляды », подробный комментарий к которой приводит Александр Асов.

[итоги православной оккупации Руси: Оказывается, что все современные православные праздники совпадают с древними нашими русскими - родными.]

Это особенные дни, в которые небесные светила занимают такое положение, что параллельные миры соприкасаются, и мы можем увидеть их. Таким образом, ученые сделали вывод, что Китеж просто перенесся в другое измерение.

Экспедиции в обитель русских богов

В состав экспедиции, занимавшейся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора.

Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время.

[!] Так, местные жители рассказывают, что в дни русских праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и ученые, но объяснить его не могли.

Однако попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом.

Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа.

По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.

«Не пора ли восстать Китежу?»

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир.

Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде . Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые.

Нередко старец задавал вопрос:

«Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу? »

Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много.

В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления христианами русские храмы или целые города уходили под воду или скрывались в горах.

Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные.

В книге «Братство Грааля » Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского волхва, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый храм к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или храмах идет речь в вопросе о Китеже.

Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Нам же видится то, что скоро про|яв |ятся сокрытые русские храмы и погонят они захватчиков – православных христиан с земли русской. И станет над Русью вера наша – вера русская, родная, вера праведная!

Спешите те, кто ещё православный или любой другой христианин, или инородный захватчик – иудей, мусульманин, - спешите скрыться от гласа булатного русской веры. Ибо скоро придут русские воины, сокрытые в параллельном измерении, и освободят о иудохристиан Русь нашу!