Коммерческие туры - это туры, которые реализуются фирмами клиентами на коммерческой основе, зачастую представляют собой индивидуально-групповые туры и имеют довольно широкий спектр цен.

Промышленный туризм - это экскурсии на действующие производства.

Туристическая отрасль за последнее время начала искать новые виды туристических услуг. Одним из таких нововведений стала организация туристических экскурсий на передовые действующие производства. Организация таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.

Разразившийся в последние годы кризис заставил многих предпринимателей искать новые, нестандартные технологии выживания в экономике. Довольно интересное решение нашли предприниматели, работающие в туристическом бизнесе. Они решили совместить, как бы казалось две несовместимые вещи - развивать одновременно туризм и промышленность. Особенно ярко это проявилось в странах Западной Европы.

В настоящее время задачей промышленного туризма является организация регулярных туристических туров и маршрутов на действующие или когда-то действующие промышленные предприятия. Явление это совсем новое, поэтому исследований посвященных этой теме почти нет. Все, что есть на сегодняшний день, так это большое количество городов, которые служат примером организации туристических маршрутов на предприятия. Например, в 2007 году, во Франции около 1700 различных компаний принимали туристов на площадках своих предприятий. Так приливная станция в городе Ранс каждый год принимает порядком 300 тысяч туристов. В Англии шоколадную фабрику в Кэдберри за год посетило 400 тысяч туристов. В таких странах как Испания особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах - цветочные, а во Франции - сырные.

Первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Так завод Jack Daniel"s открыл двери своего предприятия для посетителей в 1866 году, в день открытия самого предприятия. В настоящее время в Соединенных Штатах почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей. Для любой компании считается дурным тоном не принимать туристов, в этом факте усматривается угроза репутации фирмы. В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на постиндустриальный мотив. Так вниманию туристов предоставляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы еще со времен Второй мировой войны. Хотя и действующие предприятия также открыты для посещения. Примером может служить завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге, где его производственные цеха посещают около 260 тысяч туристов в год.

Современные туристы - это «коллекционеры мест». Сегодня туристов уже не устраивает стандартный туристический ассортимент - пляжи, музеи, театры, картинные галереи и т.п. Теперь их интересует отдых, который можно совмещать с познавательными целями. Экскурсии по различным предприятиям - это как раз то, что заинтересует современных туристов. Во время таких туров все открывается с необычной стороны. На таких экскурсиях можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми. Детям особенно будет интересно увидеть, как делают мороженое или шоколадные конфеты, еще до того как они попали на прилавки магазинов.

Стоит отметить, что с точки зрения рекламы это грамотный ход. Такие экскурсии представляют собой довольно ненавязчивую и интересную рекламу, за которую экскурсанты еще и платят. Во время таких экскурсий производитель показывает свое истинное лицо, безукоризненность передовых технологий, прозрачность управления производством, отношения в рабочем коллективе.

Важно отметить еще один немаловажный аспект. Когда предприятие становится туристическим объектом, то в этом случае руководство фирмы значительно улучшает отношения в трудовом коллективе. В первую очередь внимание обращают на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования, на чистую рабочую форму и многое другое. Ранее руководители предприятий не видели смысла в этих нюансах. Кроме того, у самих работников резко меняется мотивация, из-за того, что на них смотрят как на «музейный экспонат». Как результат таких действий фирма получает эффективную поддержку своей продукции. Стоит отметить тот факт, что оборот магазинов по продаже сувениров на 30% выше в точках, где заканчивается экскурсия, чем в других, таких же магазинах с аналогичным товаром. Городской бюджет выигрывает от продажи различных городских услуг и товаров. Кроме того, экскурсии на действующие предприятия служат дополнительной нагрузкой к другим туристическим объектам, которые расположены в этих городах. Ярким примером может служить завод «Ролекс» в Цюрихе и портовый комплекс в Роттердаме. Города фактически обеспечивают популярность различных брендов.

Что же все-таки надо, чтобы организовать промышленный туризм? Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что финансовые затраты сравнительно невелики, чтобы организовать туристические маршруты по действующим предприятиям. Намного сложнее с предприятиями, которые уже перестали работать. В этом случае необходимо разрабатывать специальные инвестиционные проекты по превращению их в музейные комплексы.

Первым шагом в организации производственного туризма является кооперация региональных и местных властей, с местными знатоками-краеведами, местной бизнес-элитой и естественно, туристическими компаниями.

Производственный туризм может служить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ по продвижению их интересов, с целью привлечения инвесторов. Ведь в конечном итоге, «маркетинг - это философия местного развития, которая оказывает необходимую помощь там, где преобладает экономическая депрессия, а выходов из стандартных ситуаций не видно и вовсе».

Промышленный туризм - новый мировой тренд. На международной туристической выставке «Отдых» эту свежую тенденцию на едином стенде представили Калининградская область и Уральские регионы (Пермский край, Удмуртия и Екатеринбург).

«Урал имеет большой потенциал для промышленного туризма, здесь много интересных объектов и много энтузиастов», - подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый на панельной сессии «Промышленный туризм - новый мировой тренд: лучшие региональные и международные практики», состоявшейся в рамках Международной туристической выставки «Отдых» в Москве.

В уральских городах сохранилось много старинных производств: заводы Демидовых, Строгановых и другие. Особенно интересны они будут иностранному туристу. Ведь в России и на Западе производственное развитие шло разными путями. У нас всегда было много земли, и утратившие свое значение производства просто бросали, а новый завод строили на новой площадке. В Европе, наоборот, производственные здания перестраивали и даже сносили, чтобы на их месте воздвигнуть новые цеха, а оборудование переплавляли и утилизировали. В результате - там почти не сохранилось исторических производств. И чтобы посмотреть, каким был, например, металлургический завод в XVII - XVIII веке, туристам придется поехать в Россию. Кроме исторических заводов на Урале есть интересные производственные комплексы Советского периода, а также современные предприятия.

«Промышленный туризм - это лучшая реклама предприятия», - считает руководитель агентства «Профи-тур» (Калининград) Наталья Казакова. Ведь это возможность для продвижения продукции предприятия как на российском, так и на зарубежных рынках. Это создание доверия потребителя к продукции завода. Это важно, например, для производства продуктов питания, автомобилей, бытовой техники, мебели и т.д. В то же время промышленный туризм может нести образовательную и профориентационную функцию.

«Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал. Чтобы они выбирали не только гуманитарные специальности, но и технические», - добавила заместитель председателя Исполкома по международным отношениям Ассамблеи народов России Елена Годовых. В России сейчас не хватает инженеров, конструкторов. Молодежь можно привлекать к профессиям путем экскурсий на производства.

В дискуссии приняли участие руководители турфирм, организующих экскурсии на действующие промышленные предприятия Москвы, Калининграда и Перми. Все они отметили, что создание промышленного турпродукта - не простая задача. Это бизнес-план на несколько лет по выстраиванию взаимоотношений с предприятием. Ведь экскурсии нужно организовать так, чтобы они не мешали производственному процессу. Это, порой, требует больших вложений. К тому же под такой экскурсионный проект заводу понадобится штат сотрудников. Есть проблемы с законодательной базой по посещению индустриальных объектов. Тем не менее, нет предприятий, не готовых к сотрудничеству. Руководители производств понимают, что это рекламно-маркетинговое мероприятие плюс решение кадровой проблемы.

Туроператоры отметили, что промышленный, или как его еще называют, индустриальный туризм - это твердый всесезонный продукт с маржинальностью более 30%. Главное - правильно выбрать программу. Детям от 6 до 12 лет интересно производство мороженого, шоколада, ювелирных и парфюмерных изделий. Им нравится, когда в программе экскурсии есть мастер-класс.

Детям старше 12 лет можно показывать большие современные производственные циклы, им интересна история производства и образовательная программа. Они хотят знать, как работает диспетчерская служба аэропорта, мебельная фабрика, тепличное хозяйство, судостроительный завод и линия по производству молочных продуктов.

Начав рассказывать о промышленном туризме, не стоит забывать и об отечественном его развитии. В , точнее в СССР, экскурсии на предприятия были совершенно обычным занятием и ездили на них все, от детей до взрослых. На какое-то время эта традиция была утеряна, однако сейчас вновь набирает популярность. Среди сотен российских заводов, открытых для посещения, мы выбрали несколько интересных вариантов.

Завод Coca-Cola, Москва

О том, как производят один из популярнейших напитков нашего времени, с радостью расскажут на любом заводе Coca-Cola, которых в России более десятка. Прогулка по цехам, исторический экскурс, знакомство с музеем и дегустация занимают полтора – два часа.

Все экскурсии на заводы бесплатны, однако должны быть заранее организованы. Если вы собираетесь попасть на производство, свяжитесь с отделом экскурсий как минимум за месяц до предполагаемой даты и все согласуйте.

Фабрика елочных игрушек «Елочка», Высоковск

Все мы в детстве завороженно смотрели на хрупкие сияющие игрушки, которые в конце декабря доставали из пыльных коробок и со всей осторожностью вешали на елку. Сейчас у нас появилась возможность не только посмотреть, как же делают эти чудеса, но и самому создать нечто подобное.

В двухчасовую экскурсию по фабрике входит посещение музея, рассказ об истории новогодних игрушек, прогулка по выдувальному и раскрасочному цехам, а также мастер-класс. Кстати, ваше творение вам отдадут, и вы сможете украсить им свою новогоднюю елку. Стоит такое удовольствие порядка 400 рублей, а в местном магазине можно накупить игрушек еще и в подарок.

Кондитерская фабрика «Рот-Фронт», Москва

Сладкоежки давно узнали, что вдоволь наесться конфет и шоколада можно не только в магазине, но и прямо на производстве. Все кондитерские фабрики Москвы и Подмосковья с радостью принимают как организованные группы, так и отдельных любителей сладкого.

Стоимость экскурсии составляет 630 рублей. В эту сумму включено посещение музея, просмотр фильма о фабрике, посещение нескольких цехов и, конечно же, дегустация. Экскурсоводы настоятельно рекомендуют взять с собой запас несладкой воды, потому что попробовать придется очень многое.

Телецентр «Останкино», Москва

Является ли «Останкино» производством в прямом значении этого слова? Пожалуй, нет. Но от этого посещение телецентра не становится менее познавательным. Здесь за тысячу рублей можно узнать, как снимаются телешоу и принять участие в одном из них.

Договариваться о проведении экскурсии стоит за неделю до предполагаемой даты посещения, а с собой нужно иметь паспорт.

Фабрика фарфора «Объединение Гжель», Раменский район, поселок Ново-Харитоново

Гжель известна по всему миру и для иностранцев является весьма дорогим и изысканным сувениром. А вот россияне часто и не знают, где и как изготавливают эти бело-голубые произведения искусства.

Увидеть весь процесс изготовления гжелевских изделий можно в Раменском районе. Здесь на большой фабрике гостям покажут, как работают мастера, и научат самостоятельно лепить и расписывать фигурки. Продолжительность экскурсии составит два часа, а вот цены нужно будет заранее согласовывать с администрацией фабрики - они могут меняться в зависимости от размера группы.

Фабрика Богородской игрушки, Сергиев-Посад

Если вы планируете выбраться на экскурсию всей семьей, то отдайте предпочтение фабрике игрушек. Конечно, придется выбраться в другой город, но Сергиев-Посад удачно расположен и доехать до него хоть на авто, хоть на общественном транспорте не составит труда.

За 200 рублей можно посмотреть и потрогать забавные деревянные фигурки, известные нам еще по советским мультикам. А еще за 250 - научиться делать такие же (ну почти такие же) самостоятельно. Экскурсии проходят в любой день кроме воскресенья, предварительная запись не нужна.

Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург

А вот экскурсия на завод компании «Балтика» подойдет только лицам, достигшим совершеннолетия и способным подтвердить это документально. Впрочем, есть и плюс - посещение завода бесплатно, хотя за дегустацию заплатить придется.

Хотя число желающих заглянуть в котлы с пенным напитком растет год от года, количество экскурсий на завод не увеличивается. Так что вам придется подстраиваться под график «Балтики» и заранее бронировать для себя места в ближайшей группе.

Конечно, цены на посещение большинства предприятий выше, чем, например, на билеты в музей или кино, но, поверьте, интересное и полезное времяпрепровождение вам понравится.

Промышленные туры

Покупателю интересно увидеть, как делают то, что он хотел бы купить Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. Поскольку промышленный туризм – явление междисциплинарное, то исследований, посвященных ему, почти нет. Все, что есть, – огромное число примеров городов, успешно эксплуатирующих туристов на своих предприятиях. В одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300 000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400 000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные...

Однако пионерами в промышленном туризме были американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel’s открыл двери туристам в 1866 году, когда открылся сам. Сегодня предприятий, не принимающих туристов, в США осталось очень мало. Для каждой серьезной компании – будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт – считается дурным тоном не водить туристов, это угроза репутации фирмы. Американцев можно понять: при отсутствии глубокого исторического наследия зрелищным и познавательным «наследием» нужно делать Настоящее. В Германии, наоборот, упор делается на постиндустриальный мотив: например, заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия. Лидер посещаемости – завод BMW в баварском Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год).


Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. Надо только захотеть – и предвидеть в этом прямую пользу.

Почему это интересно туристам? Современные туристы – это «коллекционеры мест». Их, жертв глобального ускорения, уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент – морские пляжи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям – совмещать отдых с познавательными целями, поправку здоровья с экскурсиями, посещение деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. Экскурсия на предприятия – это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогать (а в некоторых случаях сделать самим), попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Им интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.


Подозреваю, что есть и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у рабочих мотивация меняется, когда на них смотрят, как на музейное сокровище. Итак, фирма получает лояльность потребителей, эффективную поддержку брендов. А оборот сувенирных магазинов, расположенных в точках, где заканчиваются экскурсии, на 30% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией.

Наконец, излишне говорить, как выигрывает бюджет города от стимулирования продаж городских товаров и услуг. Но, кроме того, города приобретают новые бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы имиджа, а также большее число туристов – этих «ходячих денег» нашего времени. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма – транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия – это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе. Сам город обеспечивает популярность бренда.

В России с советских времен знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Появляются и другие, новые примеры. Однако это скорее исключения из правила. К тому же делается это все явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Во-первых, на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда – школьным группам. Запись на посещение фабрики «Рот Фронт» проводится два дня в середине августа на год вперед. Можно отметить концерн «Балтика», проводящий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат, завод «Кристалл» в Москве.


Из городов реальные шансы на то, чтобы вскоре стать столицей промышленного туризма, обретает Челябинск. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! В России десятки депрессивных городов-призраков, в которых вскоре не останется почти ничего, кроме величественных руин советской экономики. Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и десятки других городов – таежных, северных, шахтерских, монопрофильных, вахтовых, военных. Для таких городов производственный туризм – это почти единственный шанс сохраниться на карте родины. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Ведь если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить. Этим принципом издавна пользуются многие успешные политики, бизнесмены и даже целые народы.

Что необходимо для организации промышленного тура? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело – работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное национальное наследие. Но в обоих случаях нужен ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме – это кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно, идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много говорить.

В Западной Европе, бум на промышленный туризм начался около четверти века назад, когда там осознали, что не каждого современного туриста можно удовлетворить стандартным набором - музеями, храмами, обзорной экскурсией по городу и большим торговым центром. Даже простая экскурсия на завод, где можно своими глазами увидеть, как делаются твои любимые шоколадные батончики, или даже поучаствовать в производстве, откроет знакомый город с новой стороны.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Bentley

Мы уверены, что марка машины Bentley тебе знакома. На двухчасовой экскурсии по заводу, который расположен в городе Кру на северо-западе Англии, тебе покажут, как работают машиностроители, программисты, мастера по окраске, отделке и сборке легендарных автомобилей. Экскурсии бесплатны для всех. Но есть один нюанс. Посетить производство в любой день разрешат только владельцам Bentley и их семьям. Для остальных же экскурсии предусмотрены только по пятницам.

Land Rover

И если на заводе Bentley преобладает ручная сборка, то на Land Rover многое роботизировано. Здесь, в Халевуде (запад Англии), также проведут по всем цехам и подробно расскажут про все нюансы создания новенького автомобиля. Фишкой завода является специально построенный трек для демонстрации всех возможностей автомобиля. Это и идеальный асфальтированный участок, и бездорожье с холмами. Вполне возможно, что тебе тоже разрешат протестировать! Работники предприятия просят забронировать экскурсию заранее, так как желающих очень много.

Сырная деревня Чеддер

Но не только автомобили производят в Великобритании. Наверняка ты слышал(-а) и о сыре «чеддер». Он назван как раз по месту производства в небольшом пятитысячном городке Чеддер. Экскурсии на сыроварню организуют ежедневно. Естественно, покажут все стадии создания этого сыра и проведут дегустацию. За все придется заплатить чуть больше € 2 с человека.

Шоколадная фабрика Cadbury

В Борнвилле, пригороде Бирмингема, ты можешь посетить Cadbury World - полноценный развлекательный центр для туристов. Шоколадная фабрика Cadbury - одна из самых известных и популярных в мире. На территории экспоцентра расположены отделы производства сладостей и 14 тематических зон. «Мир Кэдбери» рассказывает историю приготовления шоколада, начиная с племен майя и ацтеков, которые впервые обнаружили деревья какао и пили «чоколайтль», и заканчивая первой лавкой со сластями Джона Кэдбери. Во время экскурсии всем любителям сладкого удастся провести дегустацию. Шоколадные художники в кратчайшие сроки могут сделать съедобных мишек или зайчиков на заказ. Тем, кому повезет, даже позволят собственноручно что-нибудь слепить. Входной билет для взрослых стоит около € 18. Детям до 4 лет билет бесплатный, а тем, кто постарше, в том числе студентам - € 13,5. Пенсионерам придется выложить чуть больше - € 14. Заранее бронировать экскурсию обязательно. Если ты это сделаешь онлайн, получишь промокод на скидку 5%.

ГЕРМАНИЯ

Airbus

Если тебе часто приходится пользоваться авиатранспортом, то наверняка хоть раз ты летал(-а) на самолетах, построенных компанией Airbus. Их заводы расположены в Гамбурге и Бремене. Ждут туристов и там, и там. Экскурсии на производство длятся 2,5 часа и проводятся по будням. Со взрослого туриста попросят € 14. Школьникам, студентам и пенсионерам цену скинули до € 11. Правда, на заводах предупреждают: все время, отведенное на экскурсию, туристы проведут на ногах, а при усталости вернуться назад нельзя. Сделать селфи тоже не получится. Фото- и видеосъемка строго запрещена. На входе каждого попросят выключить телефон.

Ritter Sport

Именно в Германии делают вкусные квадратные плитки шоколада Ritter Sport. Для туристов компания предлагает несколько идей. Можно посетить основной завод в городе Вальденбух, что около Штутгарта. Там проведут по Центру для посетителей с шоколадной выставкой и шоколадной мастерской. Дети смогут сварить свой собственный шоколад и даже придумать к нему дизайн обертки. На входе возьмут € 6 при индивидуальном посещении или € 4, если ты путешествуешь в группе. А недавно в Берлине компания открыла развлекательный центр. Там также есть мастерская, выставка и магазины. Посетители смогут пройти по Шоколадному пути, где узнают обо всех этапах приготовления. Вход в комплекс бесплатный.

BMW

Германия - страна-гигант по производству автомобилей. Туристов ждут на заводах «Порше», «Ауди», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», но все же нет равных по числу посетителей концерну BMW. Кроме «мира BMW» в Мюнхене, экскурсии проводят в филиалах в Берлине и Лейпциге. Туристам обязательно покажут сборочные конвейеры кабин, кузнечно-прессовый и цех окраски, цех производства двигателей и оборудования салона. Конечно же, без брони не обойтись. Желательно за два-три месяца. Посещение стоит € 8. Школьникам, студентам, пенсионерам, семьям с детьми и владельцам BMW сделают скидку до € 5. Можно сэкономить еще больше, посетив завод с группой до 30 человек. Тогда придется заплатить от € 100 до € 120 за всех. На входе все средства связи придется сдать в сейф.

ИТАЛИЯ

Lamborghini

И здесь не обошлось без автомобильных гигантов. Завод «Ламборгини» (да-да, не «Ламборджини») находится в провинции Сант-Агата-Болоньезе на севере Италии. Как раз недалеко от популярных и всемирно известных Милана, Венеции и Вероны. Если будешь в тех краях, можешь заказать экскурсию на производство. В настоящее время там производят лишь две спортивные модели. И тебе рады будут показать весь процесс их создания. На твоих глазах в одну из машин даже установят знаменитый двигатель Lamborghini V10. Кроме того, здесь проведут в кожевенный цех и покажут, какая кропотливая работа проделывается над будущим обивочным материалом. Для экскурсантов завод открывает двери с понедельника по пятницу. Индивидуальное посещение не практикуется. Необходима предварительная регистрация. Билет стоит € 40. Студентам, пенсионерам и участникам группы от 20 человек цену сбросят до € 30.

Ferrari

Безусловно, ты слышал(-а) и о Ferrari. С самого момента основания компании в 1929 году она создает только гоночные и спортивные автомобили. Крупнейший завод по их производству находится в Маранелло, что также на севере Италии. И пусть основная точка притяжения туристов - это музей, на производство также пропустят. Помимо основных экспозиций тебе покажут место, где был построен самый первый автомобиль Ferrari. Кроме того, можно взглянуть на знаменитый испытательный трек Fiorano, открытый в 1972 году. Посещение комплекса стоит € 13. Семьям - € 9 с человека. Студентам и пенсионерам - € 11.

БОНУС

Так уж вышло, что большинство популярных среди туристов предприятий Европы расположено в трех странах. В этом нет ничего удивительного, ведь именно там раньше всего зародился европейский промышленный туризм. Но ими мы не ограничимся. Вот еще несколько предприятий, о посещении которых ты не пожалеешь.

Wenger

Завод по производству легендарных швейцарских ножей Wenger расположен в Делемоне. Тебе совершенно точно известен их логотип в виде немного измененного красно-белого флага Швейцарии. Первоначально фабрика производила складные ножи только в армейских нуждах. Именно Wenger принадлежит идея внедрить в компактный нож множество опций в виде отвертки, ножниц, лезвия, штопора, заточки для рыболовного крючка и пилочки для ногтей. Неудивительно, что сейчас подобный аксессуар обязательно должен присутствовать в арсенале любого путешественника. Забавно выглядит школьный учитель, который в руках перед детьми держит нож, потому что в него встроена лазерная указка. Но и такое швейцарцы также производят. На часовой бесплатной экскурсии покажут все стадии производства чудо-ножей и расскажут секреты создания. Разумеется, о посещении стоит задуматься заранее и забронировать визит по телефону, чтобы не ехать зря.

Lego

Помнишь, какую боль можно испытать, если неосторожно наступить на деталь конструктора «Lego»? А при посещении их производственного комплекса в датском Биллуне тобой завладеют абсолютно противоположные эмоции. Только вот попасть туда крайне сложно. Завод открывает свои двери для туристов лишь несколько раз в год. Свободных мест в настоящее время нет даже на июнь 2018 года! Экскурсанты-счастливчики проведут на фабрике два дня. И вот вроде ничего такого: обычные походы по цехам, где покажут, как делают любимый конструктор детей. Самих же детей до 7 лет на производство не пропустят. В конце каждому дарят фирменный подарок. Но участие в фестивале потянет на € 1950! В сумму входит полноценное питание, проживание и презент. Как вариант, небольшой Биллун - сам по себе музей лего под открытым небом.

Соляная шахта «Величка»

А это самый ламповый пункт нашего дайджеста. Соляные копи в польской Величке посетило чуть ли не больше половины беларусов, так как они включены в любую экскурсионную программу по Кракову. Подземная Величка - это 300 км коридоров, 3000 камер. Максимальная глубина - 327 метров. Но для туристического обслуживания выделено всего 3,5 километра. Осмотр проводится только с экскурсоводом. И это единственное место в этом материале, где проведут ознакомление с достопримечательностью по-русски. Русскоговорящий экскурсовод оказывает услуги максимум 2 раза в день: около 11 часов и после обеда. Входной билет для взрослого потянет на € 16. Для пенсионеров и молодых людей до 25 лет - € 12,75. Есть и семейный тикет стоимостью € 45 (2 взрослых, 2 ребенка).

Фото - официальные страницы предприятий, aglobetrot.com ,