Монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Ансамбль Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 311721073690005 (ЕГРОКН)
объект № 3100001303 (БД Викигида)
50°11′00″ с. ш. 38°05′02″ в. д. H G Я O L
Страна
Город Валуйки
ул. Никольская, 199 «в»
Конфессия православие
Епархия Валуйская
Тип мужской
Основатель царь Михаил Фёдорович
Первое упоминание 1613 год
Здания
Храм святителя Николая
Статус Охраняется государством
Состояние восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку . По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая , которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки , но она чудесным образом каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь , которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь .

История

Чудотворная икона Святителя Николая на данный момент считается утерянной, её местонахождение неизвестно .

Пещерный скит

Предания

По преданию, на территории города Валуйки находились славянские поселения. Во время набегов половцев и печенегов славяне прятались в пещерах, которые были вырыты по благословению Андрея Первозванного . Считается, что именно в этих пещерах и создан скит. Однако, спелеологические исследования , проведённые в конце XX века , показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение .

История строительства

См. также

Примечания

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - Москва: издание Ступина А. Д., 1908. - С. 176-177.
  2. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь (рус.) // Наша Газета. - 2006. - № 21 .

находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников.

В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда.

Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники.

В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб.

С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии.

В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г.

Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно.

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. № П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492.

Лит.: Болховитинов Е . Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 119-192; Самбикин Д ., свящ . Валуйский Успенский мон-рь // Воронежские ЕВ. 1869. № 20. С. 807-827; № 21. С. 868-886; Токмаков И . Успенский Пристанский под Валуйками мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 1883. № 6. С. 162-165; Димитрий (Самбикин), архим . Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. Вып. 2. С. 39; он же . Хронол. указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886; он же . Месяцеслов. Вып. 3. С. 287; Багалей Д . И . Мат-лы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. в 16-18 ст. Х., 1890. Т. 2. С. 120-122; Ведяевский К . «Валуйская старина», «Валуйский Пристанский мон-рь по разрядной описи 17 в.» // Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1892. С. 35-70; Игнатий (Бирюков), иером . Валуйский Успенский Николаевский мон-рь. Воронеж, 1899; Златоверховников Н . И . Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Набивач И . В скиту Валуйской обители // Воронежские ЕВ. 1914. № 34. С. 911; Олейников Т . Н . Мат-лы по истории Валуйского Успенского Николаевского мон-ря // Воронежская старина. 1914. Вып. 13. С. 3-88; 1915-1916. Вып. 14. С. 186-262; Воронежский вестн. церк. единения. Воронеж, 1918. № 18. С. 20, 24; Дамаскин (Орловский), игум . Священноисповедник архим. Игнатий (Бирюков) // Ист. вестн. М.; Воронеж, 1999. № 2. С. 32-37; Долотов Ю . О подземных сооружениях в Белгородской обл. Белгород, 1999. С. 6; Дамаскин . Кн. 4. С. 368-377.

О достопримечательности Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

В красивейшем месте Валуйской земли, при слиянии рек Оскол и Валуй расположена одна из самых древних обителей Белгородчины – Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь и меловые пещеры с подземным храмом во имя святого Игнатия Богоносца.
Одна из первых загадок, связанных с монастырём – это время его основания. Точной даты, в связи со сложной политической и социальной обстановкой того времени не сохранилось.

Монастырь был основан в конце XVI в., при царе Фёдоре Ивановиче. По преданию, основателем обители считается «престарелый отставной служилый человек по имени Корнилий» с тремя единомышленниками.
Легенда сообщает, что Корнилий после военной службы в глубокой старости в поисках душевного успокоения удалился на уединённый полуостров при стечении рек Оскол и Валуй, где поставил небольшую часовенку. К нему присоединились ещё три монаха из числа его сподвижников в ратных делах. Корнилий своею почтенною старостью и благочестивой жизнью приобрёл всеобщее уважение у жителей крепости и, вероятно, многие посещали его как человека, много знавшего и испытавшего на своём веку.

В Смутное время крепость Валуйка и монастырь были разорены, церкви осквернены и разрушены. В 1613 г., по указу царя Михаила Фёдоровича Романова Валуйский монастырь был восстановлен.
Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось предание об основании монастыря в 1613 г.
Названия монастыря менялись на протяжении его долгой истории: «Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы иЧудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки» и др.

XIX в. это название не употреблялось. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» - с известной чудотворной иконой, якобы обнаруженной в кринице, расположенной поблизости. Несколько раз жители города пытались принести икону в городской храм. Однако, Чудотворная всё время чудесным образом возвращалась на место обретения.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом). В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был дикой, опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

Однако постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край.Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.
Особую страницу истории Валуйского Успенского монастыря составила деятельность Архимандрита Игнатия (Алексеевского), бывшего настоятелем с 1857 по 1899 гг.
При вступлении Игнатия в управление монастырём все постройки, кроме Успенского храма, находились в полуразрушенном состоянии и за монастырём числился долг в 4 тыс. рублей.

Прежде всего, был уплачен монастырский долг, а затем произведён ряд капитальных построек, ремонт храмов и других зданий. Вокруг монастыря находился огромный сад и прекрасная пасека, которой занимались монахи. При монастыре была иконная лавка и склад книг, имевший более тысячи богослужебных, церковно – исторических и других книг религиозно – нравственного содержания. За годы настоятельства Игнатия обитель была благоустроена, заведено издательское дело, открыты ясли и лазарет в Уразово.

Главное же деяние Игнатия Алексеевского – возведение к трёхсотлетию династии Романовых трёхпрестольного Николаевского собора. Храм в псевдо - византийском стиле построен из кирпича монастырского завода.
В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки.
«Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи. Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год вып. 13)
Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае.
В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г. Затем монастырь пришёл в упадок, монахи были репрессированы (многие подверглись страшным пыткам и казням). Судьба последнего настоятеля Архимандрита Игнатия Бирюкова до сих пор не известна. По одним сведениям настоятель был утоплен большевиками, по другим сведениям – сослан в Сибирь.
В 1926 г. монастырь был закрыт официально.
С 1935 г. территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД.

Решение о проведении восстановительных работ было принято в 2002 году, а активная фаза реконструкции началась в 2009 и в 2011 году собор был полностью реконструирован.

19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца . Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Его именем освещены храмы и соборы во многих христианских странах. Он особо любим православными, и в особенности – русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути – он скорый помощник. Николаевским был монастырь в нашем городе.

Старожилы и современники, все жители Валуек знают, что купола над монастырским лесом – это монастырь. Но не все представляют, что «монастырь», который совсем недавно после реставрации предстал перед нами величественным Собором, имеет свою историю, насчитывающую более 400 лет. И что к монастырским постройкам относится и большая часть зданий бывшей детской трудовой колонии. Всмотримся в историю Валуйского монастыря.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в разные времена имел следующие названия: Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь, Пристанский монастырь на Валуйке, Валуйский Успенский монастырь.

Название «Успенский» связано с главным храмом монастыря, а «Николаевский» – с известной чудотворной иконой. Название «Пристанский» историки связывают с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань.

В «Описании Воронежской губернии», собранном Болховитиновыми и опубликованном в Воронеже 1800-м году говорится: «… Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Великий Князь Михаил Феодорович в 1613 году, во время выезда своего противу крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконою Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода Государева сему монаху от роду было уже более 100 лет. Монастырь сей известен по Украине более иконою Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.

Икона сия отнесена была в градскую церковь, но после опять обрелась на прежнем месте в лугу. Тоже случилось и по втором принесении ее в город. После чего она поставлена была в Валуйском Успенском монастыре с обещанием от граждан, чтобы оную ежегодно с церемониею носить в город Валуйки. С тех пор записаны в монастыре многие чудотворения, происходившие от сей иконы.»

История

В начале XVII века, в смутные времена, крепость Валуйка была разрушена, церковь в крепости осквернена, постройки находящиеся на месте нынешнего монастыря разорены полностью. Первым сохранившимся письменным упоминанием о монастыре, является указ о начале его восстановления, царя Михаила Феодоровича, датированный 1613 годом. Утрата царских грамот, как исторических первоисточников, привела к тому, что в дальнейшем утвердилось мнение об основании монастыря в 1613 году.

Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь долгое время был «острогом» (сторожевым пунктом, укреплённым местом) на границе с «диким полем». В конце XVI - начале XVII вв. Валуйский край был опасной местностью. Город и монастырь подвергались в то время постоянным набегам крымских и ногайских татар.

В 1624 году по царскому указу монастырь получает земли под пашню и другие надобности. Основной же доход монастыря составляли пожертвования паломников, которых привлекала в обитель чудотворная икона Святителя Николая. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность из дикой и пустынной постепенно превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает свою территорию и развивает хозяйство. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня.

В 1766 году, после реформ Екатерины II, монастырь теряет все свои земли и почти все имущество, становится заштатным, братии остается всего несколько человек, пополнение ее идет в основном за счет переведенных в обитель провинившихся монахов из других монастырей. От закрытия Валуйский монастырь опять спасет чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями.

Архиепископ Саратовской епархии Сергий (Спасский)
Православное учение о почитании икон

Исцеление от иконы Святителя Николая в Валуйском монастыре

Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая. Во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна, и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы.

(«Воскресное чтение» 1886 г. №15)

С конца XVIII века, на пожертвования и при содействии городских властей монастырь обновляется и обустраивается. С 1794 года строится трапезная церковь, ведется реконструкция Успенского храма во имя Успения Божией Матери, давшего монастырю одно из его названий. В 1808 году заканчивается строительство настоятельских келий. В 1810-1820 годах возводится первое в монастыре каменное сооружение – двухэтажный Успенский собор. В 1839 году освещена колокольня, начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда. В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.

Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи

Окончательная стоимость свыше 200 т. рублей, на освящении собора 1 сентября 1913 года присутствовало более 50 тыс. паломников, на берегу Оскола накрыли стол на 3 тыс. человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк» («Воронежская старина» 1914 год, вып. 13)

К 1916 году в монастыре действовали Свято-Николаевский Собор, Успенский и Преображенский храмы, трапезная церковь, сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские, паровая мельница, живописная мастерская, свечной завод. Около монастыря разбиты два сада, имеется огороды и своя пасека. Проживало около 100 насельников. Валуйский Успенский монастырь привлекал не только городское население из Валуек, но и множество богомольцев из других уездов своими прекрасными службами и святыми иконами. Он являлся религиозным центром и святым местом, хранящим высокие нравственные традиции христианства в нашем крае. В таком процветающем состоянии Валуйский Успенский монастырь находился вплоть до революции 1917 г.

Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, монастырь взял на обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи имели от монастыря Божие благословение, нравственную поддержку и материальную помощь. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Валуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передает властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1926 г. по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. В Свято-Николаевском соборе организован литейный цех. Чудотворная икона Святителя Николая считается утерянной, ее местонахождение неизвестно.

Восстановление Собора

4 сентября 2011 года в православной жизни города Валуйки произошло поистине знаменательное событие – состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря. После долгих лет забвения святыня обрела свое второе рождение и стала поистине одним из знаковых мест для всех жителей валуйской земли и святого Белогорья. И это, вызывает большую надежду на возрождение русской духовности, на духовное возрождение нашей Родины – России.

В начале XVII века, когда в государстве были «смутные времена», Валуйская крепость была разрушена. На месте нынешнего монастыря располагалась церковь, которая так же была уничтожена, как и все церковные постройки. Основание в 1613 году монастыря было вызвано не только стремлением людей к Богу, но и необходимостью в укрепленном пункте, остроге, которым и становится новая обитель. Стены монастыря служили защитой от регулярных в те времена набегов крымских и ногайских татар.

В 1624 году монастырь получил пашенные земли, но основной доход все же зависел от пожертвований паломников, которых влекла слава чудотворной иконы святителя Николая. Постепенно границы государства отодвигаются на юг, и военная роль монастыря исчезает, оставив место мирной жизни.

В середине XVIII века монастырь теряет все свои земли и практически все имущество после реформ Екатерины II. От полного уничтожения обитель спасла все та же икона Николая Чудотворца, так как люди продолжали путешествовать к ней, получая исцеление от множества болезней. В конце XVIII столетия наблюдается подъем монастыря. В 1820 году завершается десятилетнее строительство каменного двухэтажного Успенского собора, возведенного вместо прежней деревянной церкви. В 1839 году была освещена колокольня, а так же начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица».

В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда, а в 1906 году закладывается Свято-Николаевск ий собор, который открылся в 1913 году. Величественный собор построен в псевдо-византийс ком стиле из кирпича монастырского завода. Пятиглавый храм, украшенный снаружи гипсовыми изображениями Христа, Богоматери и ангелов, вмещал порядка трехсот человек.

В 1917 году, после смены власти в стране, монастырь подвергся гонениям, которые проявлялись в многочисленных обысках и аресте настоятеля. Несмотря на то, что все денежные средства и многие драгоценные предметы были переданы правительству, в 1926 году обитель была закрыта. В 1935 году на территории монастыря располагалась детская колония МВД, а в Свято-Николаевск ом соборе устроен литейный цех. Чудотворная икона бесследно исчезла.

В конце прошлого века монастырь передается Русской Православной церкви, и здесь начинаются восстановительны е работы. В начале сентября 2011 года состоялось освящение собора Николая Чудотворца, вместе с которым праздновалось и торжественное его открытие. После долгих лет забвения святыня обрела второе рождение и стала одним из знаковых мест для всех жителей и гостей валуйской земли.

Адрес: город Валуйки

Социальные комментарии Cackl e