24 марта самолет A320 авиакомпании Germanwings , летевший маршрутом Барселона - Дюссельдорф, разбился во французских Альпах. По последним данным, на борту находились 150 человек - 144 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли.

Как разбился самолет

Лайнер А320, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф рейсом 4U9525, потерпел крушение в районе крайне труднодоступного горного массива Труа-Эвевше в Альпах Верхнего Прованса близ местечка Динь-ле-Бен. По имеющимся на данный момент сведениям, в 10:39 (12:39 мск) самолет исчез с экранов радаров.

Судя по тому, что с момента схода с заданной высоты самолет резко снижался, а летчики не подали ни одного сигнала бедствия, можно предположить, что с ними что-то случилось. Вполне возможно, что произошло возгорание аккумуляторов. Возможно, что летчики потеряли сознание

Жерар Фельтзер

французский эксперт

В этот момент он находился на высоте около 2,5 тыс. метров и двигался со скоростью 1090 км в час. Сообщалось, что спустя несколько минут - в 10:47 (12:47 мск) - с его борта поступил сигнал SOS. Однако позже Главное управление гражданской авиации Франции сообщило, что перед крушением экипаж А320 не посылал сигнал о помощи.

По данным компании-владельца лайнера Germanwings, самолет начал резкое снижение за 8 минут до столкновения с землей. Связь А320 с французскими наземными службами прервалась в 10:53 (12:53 мск), когда он находился на высоте около 2 тыс. метров. Затем, по словам главы компании Томаса Винкельмана, произошло крушение. "У нас нет точных данных, почему было начато снижение", - сообщил представитель компании. Он отметил, что не было никаких данных, которые позволяли бы предположить, что самолет был неисправен.

Кроме того, стало известно, что технические специалисты компании Lufthansa провели плановую проверку разбившегося самолета 23 марта - за день до катастрофы.

Кому принадлежал лайнер

Разбившийся самолет принадлежал бюджетной германской авиакомпании Germanwings - "дочке" Lufthansa. Парк Germanwings состоит из 57 самолетов: 43 лайнера A319 и 14 самолетов A320, средний возраст самолетов - 13 лет 8 месяцев. Авиакомпания базируется в аэропорту Кельна.

Germanwings осуществляет полеты по 117 направлениям в 31 страну мира, в том числе из разных городов Германии в Москву и Санкт-Петербург. По итогам 2013 года авиакомпания перевезла 16 млн пассажиров (21% от общего числа пассажиров, перевезенных Lufthansa и ее подразделениями), став третьей авиакомпанией по пассажиропотоку в Германии. Ранее серьезных происшествий с самолетами Germanwings не происходило.

Продолжение

Кто был на борту

На борту самолета находились 150 человек - 144 пассажира и 6 членов экипажа. По последним данным, на борту самолета были граждане Испании, ФРГ, Турции, Бельгии и Нидерландов. Генконсульство РФ в Бонне сообщило, что не располагает сведениями о том, летели ли этим рейсом россияне.

По подтвердившейся информации, на борту лайнера были 16 школьников из города Хальтерн-ам-Зе.

Продолжение

Поисковая операция

Во Франции был создан экстренный межведомственный штаб для выяснения подробностей случившегося. В район катастрофы срочно вылетел глава МВД Франции Бернар Казнев. Туда же направились более 200 пожарных и три подразделения жандармерии. По оценкам специалистов, из-за особенностей горного рельефа местности поисковая операция может оказаться весьма трудоемкой.

На высоте 2700 метров в районе горной вершины Эстроп массива Труа-Эвеше в Прованских Альпах спасатели обнаружили каркас лайнера . По их данным, обломки машины разбросаны на площади в два гектара. Эта данные подтвердил телеканалу Кристиан Кастанье, депутат Национального собрания от департамента Альпы Верхнего Прованса. Он в числе других облетел место крушения на вертолете. "Это очень узкое ущелье. Зона разброса обломков небольшая - примерно 300 на 400 метров. Самолет, судя по всему, врезался в гору на большой скорости, так как видно, что земля усеяна даже не обломками, а мелкими осколками", - уточнил он. Размеры самого крупного обломка не превышают одного квадратного метра .

Жандармы намерены оставаться там целую ночь, охраняя зону падения самолета. "Они находятся в весьма сложной ситуации - начинает идти снег и местность настолько сильно пересеченная, что для перемещения им приходится использовать такое же снаряжение, как на поверхности ледника", - сообщили в жандармерии.

Между тем, на месте катастрофы обнаружили один из "черных ящиков" самолета.

Расследование Airbus

Авиастроительная компания Airbus начала собственное расследование крушения пассажирского самолета. В штаб-квартире производителя в Тулузе создан кризисный штаб по сбору всех сведений о потерпевшей катастрофу машине.

"Мы собираем сейчас всю доступную информацию о самолете, о сроке и истории его эксплуатации. Речь идет об очень распространенном аппарате", - отмечают в Airbus, воздерживаясь от дальнейших комментариев. По последним данным, разбившийся самолет эксплуатировался с ноября 1990 года.

После известия о крушении акции Airbaus резко упали в цене на Парижской бирже.

Авиадиспетчеры отменили забастовку

Французские авиадиспетчеры отказались от планов провести на этой неделе массовую забастовку после известия о катастрофе пассажирского лайнера. Такое решение озвучил основной профсоюз диспетчеров SNCTA. "Мы отзываем нашу заявку на забастовку", - сообщил представитель профсоюза Роже Руссо. По его словам, "диспетчеры, особенно в городе Экс-ан-Прованс, были шокированы катастрофой".

Вместе с тем он подчеркнул, что разногласия сотрудников диспетчерских служб с работодателями сохраняются, что не исключает возврата к идее забастовки в ближайшем будущем. В частности, отметил Руссо, переговоры с Главным управлением гражданской авиации Франции прошли крайне неудачно.

Шокирующая версия причин катастрофы немецкого самолета во французских Альпах: данные черного ящика представляют картину, которая не укладывается в голове. Судя по всему, второй пилот убил себя и пассажиров, сознательно направив самолет в гору.

Версия, которую сегодня сообщил прокурор Марселя Брис Робен, чье ведомство ведет расследование, заставила снова ужаснуться. Крушение самолета - осознанный и преднамеренный поступок второго пилота.

"Слышно, как капитан просит второго пилота взять управление судном на себя. Потом звук закрывающейся двери. Слышно несколько вызовов капитана, чтобы его пустили в кабину. Это происходит с помощью системы внутренней связи - по интерфону, у которого есть монитор, на котором видно того, кто находится за дверью. Но никакого ответа со стороны второго пилота не последовало. Капитан стучит по двери, требуя открыть дверь. Второй пилот не отвечает", - рассказывает прокурор.

Имя второго пилота - Андреас Любитц. 28 лет. По национальности - немец. Работал в "Germanwings" с 2013 года. Летный опыт небольшой - всего 630 часов. Прокуратура утверждает, то он прошел проверку на возможную причастность к террористическим организациям и не был в черных списках спецслужб. Руководство компании "Lufthansa", которой и принадлежит "Germanwings", заявляет, что Любитц прошел все физиологические и психологические тесты.

"Самый длительный перерыв в его летном обучении - 6 лет. Но, перед тем как мы взяли его на работу, он прошел все тесты вновь. Он был готов летать на все сто процентов. Никаких ограничений. Никаких дополнительных рекомендаций. Абсолютно все проверки показали его пригодность", - говорит председатель правления компании "Lufthansa" Карстен Шпор.

Члены летного клуба, в котором состоял Любитц, тоже ничего подозрительного не заметили. Все отзывались о нем, как о приятном и жизнерадостном человеке.

"Он казался очень счастливым. Андреас радовался, что получил эту работу. Для этого он прошел подготовку в Соединенных Штатах. Учился три года. Когда он вернулся, чтобы продлить свою лицензию, мы долго разговаривали. Он много всего рассказывал, и нам казалось, что он по-прежнему открытый молодой человек", - рассказывает коллега Любитца по летному клубу Питер Рюскер.

Ганс, сосед Андреаса Любитца, уже устал отвечать на вопросы журналистов. Он расплакался и сравнил эту трагедию с бойней, которую устроил норвежский террорист Брэйвик.

"Бедные люди! Все это очень похоже на ужас, который случился в Осло, где погибли 70 детей", - сказал он.

Религиозные убеждения пилота следователи комментировать не стали, заявив, что этот не относится к делу. Версия теракта не рассматривается.

"Нет никаких оснований в пользу того, что это был теракт. Сейчас мы будем изучать окружение этого человека", - заявил прокурор Марселя.

Полиция и пресса окружили дом в немецком городе Монтабур, где жил Любитц, и опрашивает всех, кто был знаком с пилотом. А в Дюссельдорфе, в квартире Любитца уже прошел обыск.

Анализ аудиозаписи "черного ящика", не оставляет сомнений: как только первый пилот на минуту покинул кабину, его коллега закрыл дверь, включил приборы на снижение лайнера и перестал выходить на связь. Запись последних 30 минут перед крушением дает ясно понять, что Любитц был в сознании и прекрасно понимал: он летит навстречу смерти, забирая с собой жизни еще 149 человек.

"Слышно, как второй пилот нажимает на кнопки мониторинговой системы, чтобы осуществить снижение самолета. Я повторюсь, он единственный управляет аэробусом А-320. Действие по выбору высоты производится осознанно", - уточняет Брис Робен.

Теперь, когда следствие обнародовало выводы, стало ясно - налицо грубейшее нарушение протокола со стороны членов экипажа. Специалисты настаивают: в кабине не должен был оставаться один человек. Место отлучившегося пилота должен быть занять один из стюардов. Этого не произошло.

"Если человек вынашивал идею суицида, то он для себя мог создать какую-то легенду, ему одному известную, как спровоцировать капитана выйти. Версии могут быть разными - посмотреть, обледенел ли самолет из иллюминатора, так, чтобы не пугать пассажиров; задымилась кухня, какие-то запахи пошли непонятные, и так далее", - полагает заслуженный пилот России Виктор Саженин.

О точном протоколе поведения, когда один из пилотов покидает кабину, написаны десятки инструкций и сняты видеоролики. Жесткие правила ввели после терактов в США 11 сентября 2001 года. Один из таких роликов распространили сегодня представители компании "Airbus". Из этой видео-инструкции следует, что попасть в закрытую кабину пилотов все-таки можно. Для этого нужно знать специальный код. Если по внутренней связи никто не отвечает, секретная комбинация цифр дает экипажу небольшое окно, всего пять секунд, в течение которых дверь открыта. Однако…

"Существует еще одна возможность: тот человек, который остался в кабине, он может встать и закрыть дверь на механическую задвижку, и тогда уже ничего не поможет, никакой цифровой код", - говорит заслуженный пилот России Петр Марченко.

Пассажиры разбившегося "аэробуса" до последнего момента не знали о неминуемой развязке - слишком плавным было снижение лайнера. Люди начали кричать за мгновение до гибели.

В истории авиации достаточно случаев, когда пилоты осознанно вели машину к гибели. С середины 70-х их, как минимум семь, самый крупный - инцидент 31 октября 1999 года, крушение "Боинга-767" авиакомпании EgyptAir у берегов американского острова Нантакет. Рейс 990 следовал из Лос-Анджелеса в Каир. Воздушное судно рухнуло в воды Атлантики в результате резкой потери высоты. Американские эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стали намеренные действия второго пилота, который в момент отсутствия командира отключил оба двигателя и со словами "Я полагаюсь на бога" направил самолет в пике. На борту было 217 человек, погибли все.

Новость о том, что причина крушения - самоубийство второго пилота, а не технические неисправности самолета или разгерметизация салона, заставила французскую прокуратуру изменить характер расследования и открыть уголовное дело.

"Lufthansa" и ее дочернюю компанию "Germanwings", вне сомнений, ожидают многочисленные судебные иски от родственников погибших. Некоторые из родных пассажиров прибыли сегодня к месту гибели самолета. Их общение с прессой не запланировано, жандармерия взяла людей под охрану. На месте трагедии продолжается поиск и вывоз останков погибших. Как заявили французские власти, работа по их идентификации уже началась.

Российский лайнер Sukhoi SuperJet-100 (SSJ‑100) номер 97004, выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, 9 мая 2012 года Салак (Индонезия).

Из аэропорта Джакарты "Халим‑Перданакусума" лайнер должен был совершить два вылета продолжительностью по полчаса каждый. Первый полет прошел успешно. Примерно через 20 минут после начала второго полета, в 14.35 по местному времени (11.30 мск), SuperJet .
Связь с самолетом была потеряна, когда он (Salak) на Западной Яве, в 59 километрах от аэропорта.

Аварийный маяк международной системы КОСПАС‑САРСАТ пропавшего с радаров самолета Sukhoi Superjet‑100 не отвечал ни на одной частоте — с борта приводнения, столкновения с возвышенностью и на аварийной частоте.
Незадолго до потери связи самолет запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов (около трех километров) до шести тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил и .
По данным наблюдений из космоса, во время полета российского авиалайнера SSJ‑100 склон горы Салак был . Высота облачного покрова превышала 11 километров.

Власти Индонезии воздушного судна.
Однако вскоре основной стала версия о крушении лайнера. Неактивный кратер Кавах‑Рату, находящийся на высоте свыше двух километров от уровня моря на северном склоне стратовулкана Салак, был назван наиболее вероятным местом падения самолета.
Начатую в этом районе поисковую операцию сильно осложняли дождь и темнота.

10 мая индонезийские Sukhoi SuperJet‑100 на высоте 5200 футов (1,6 километра) над уровнем моря.
SSJ‑100 , самолет рухнул в ущелье, часть фрагментов осталась на склоне.
Спасатели МЧС России обнаружили в районе катастрофы российского Sukhoi SuperJet‑100 в общей сложности свыше 120 фрагментов самолета.
В поисках обломков самолета и останков погибших российские спасатели совершили 50 спусков в ущелье, территории.

Высокое качество записи переговоров пилотов разбившегося Superjet‑100 о последнем полете борта 97004 вплоть до момента удара самолета о скалу.
Проанализировав данные, специалисты пришли к выводу: до столкновения с горой все системы самолета работали штатно.
Система предупреждения о столкновении с подстилающей поверхностью (TAWS) подала сигнал об опасном приближении к земле перед крушением, после чего последовали шесть сигналов предупреждения об опасности.
Командир экипажа , так как посчитал, что причиной ее срабатывания была проблема с базой данных.
По мнению экспертов, на возможное предотвращение катастрофы у пилота были 24 секунды после первого сигнала системы TAWS.
Проведенная экспертиза в останках тел обоих пилотов российского лайнера.

18 декабря 2012 года были оглашены официальныеитоги расследования катастрофы российского самолета SSJ‑100 на Западной Яве. Ни экипаж разбившегося российского лайнера, ни индонезийские диспетчеры не допустили прямых отступлений от правил совершения полетов, причиной катастрофы стало стечение обстоятельств, некритичных по отдельности.
Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что несколько факторов: действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.

Диспетчерские службы Индонезии при передаче управления в аэропорт Джакарты и обратно считали, что самолет летит в другую тренировочную зону, и перед ними Су‑30 военно‑воздушных сил Индонезии. Кроме того, индонезийский диспетчер российского авиалайнера SSJ‑100 с экранов радаров только через 24 минуты после катастрофы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

24 марта на юго-востоке Франции разбился пассажирский самолет A320 авиакомпании Germanwings (лоукостера Lufthansa), следовавший из Барселоны в Дюссельдорф. Катастрофа произошла в районе горного массива Труа-Эвеше в департаменте Альпы Верхнего Прованса близ местечка Динь-ле- Бен. На борту лайнера находились 150 человек - 144 пассажира и шесть членов экипажа. Среди пассажиров были граждане Германии, Испании, США, Австралии, Аргентины, Ирана, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Японии, Казахстана, Израиля, Дании, Нидерландов и Бельгии.

Самолет А320 авиакомпании Germanwings - лайнер именно такой модификации разбился в Альпах.

Катастрофа над Провансом самолета Airbus А320 авиакомпании Germanwings стала, в общей сложности, семнадцатой аварией машины этого типа и пятнадцатой, повлекшей за собой человеческие жертвы, за 27 лет эксплуатации лайнеров Airbus этого класса. Тем не менее А320 остается одним из самых надежных авиалайнеров в мире: одна катастрофа этой машины приходится более чем на 14 миллионов летных часов.


Траектории полета и падения А320.

Экипаж перед падением самолета не посылал сигналов о помощи. Это сделали диспетчеры в Дюссельдорфе после того, как не смогли связаться с командой лайнера.

Поисковые работы на месте падения самолета.

Вице-президент Lufthansa в Европе Хейке Бирленбах назвала основной версией авиакатастрофы несчастный случай, остальные версии, по ее словам, являются спекуляциями.


Поисковая операция будет продолжаться еще не менее двух недель.

Один из пилотов самолета перед авиакатастрофой покинул кабину и не смог в нее вернуться. Об этом свидетельствуют данные с бортового самописца - на записи слышно как сначала человек, находящийся снаружи, стучит в дверь кабины, однако не получает никакого ответа. «Потом он стучит сильнее, и опять ответа нет. Можно услышать, как он колотит в дверь», - рассказал источник.

Действия второго пилота Airbus А-320 можно расценить как намерение уничтожить воздушное судно, заявил 26 марта прокурор Марселя Брис Робен . По его словам, второй пилот, 28-летний гражданин Германии Андреас Любитц намеренно не стал открывать дверь кабины командиру самолета и сознательно инициировал снижение лайнера: «Это версия, которая кажется нам наиболее вероятной на этой стадии расследования» .

Автопилот лайнера был установлен вручную на минимальную высоту полета в 100 футов (около 30,5 метра). По словам прокурора Марселя, косвенные улики доказывают, что это сделал второй пилот Андреас Любитц. Действия по перенастройке автопилота могли быть «только добровольными» , утверждает он.


Андреас Любитц.

Обыск в доме немецкого пилота Андреаса Любитца в Дюссельдорфе, которого подозревают в намеренном крушении лайнера Airbus A-320, привел следователей к «важному открытию» , пишет британская газета Mirror . Полицейские заявили, что, возможно, они нашли ключ к пониманию причины трагедии. Подробностями следователи не поделились, заверив журналистов, что речь не идет о предсмертной записке.


Обыск в доме Андреаса Любитца в Дюссельдорфе.

Немецкий таблоид Bild со ссылкой на источник в компании Lufthansa сообщил, что Андреас Любитц проходил психиатрическое лечение. Шесть лет назад он обращался к врачам за помощью из-за сильной депрессии, из-за этого даже был вынужден сделать перерыв в учебе на пилота в Бремене.

В личном деле Любитца в федеральном управлении гражданской авиации стояла отметка о том, что он нуждается в «особом и регулярном медицинском обследовании». Такая же отметка была в его лицензии пилота. Сообщается, что он периодически испытывал приступы страха.

В день полета Любитц должен был быть на больничном, сообщил 27 марта главный прокурор Дюссельдорфа Ральф Херренбрюк . По его словам, в квартире пилота была найдена порванная справка об отпуске по болезни на дату совершения рейса 4U9525. Херренбрюк полагает, что это является подтверждением попыток Любица скрыть факт своей болезни от коллег.

Кроме того, по сообщению Bild , следователям известны проблемы в личной жизни, с которыми столкнулся предполагаемый виновник трагедии незадолго до произошедшего. Он якобы переживал кризис в отношениях со своей девушкой, все происходившее накладывало на него отпечаток. Эта версия активно прорабатывается экспертами.

Один из жителей города Монтабаур, где проживал подозреваемый, рассказал, что Любитц с детства хотел стать пилотом. До того, как он получил лицензию, на протяжении года работал бортпроводником в Germanwings. Кроме Монтабаура, где он проживал вместе с родителями и братом, пилот имел квартиру в Дюссельдорфе. Знакомые говорят о нем, как о «веселом и спокойном человеке».


Андреас Любитц во время полумарафона во Франкфурте, 2013 год.

«Андреас был милым молодым человеком, учился здесь, был членом авиаклуба, - рассказывает член летного клуба в городе Монтабаур Петер Рюккер . - Всегда весел, хотя немного застенчивый и тихий. Простой парень, ничем непримечательный. У него со всеми были хорошие отношения, ему нравилось проводить здесь время» .

Готовился ли Любитц к тому, что сделал, или это спонтанное действие? Рекордер сохранил запись последних 30 минут переговоров в кабине. Две трети этого времени пилоты общаются легко, даже весело, но внезапно, как только командир воздушного судна собрался выйти из кабины, ответы напарника на вопросы командира становятся сухими и односложными...


Европа скорбит о погибших.

Использованы фото и видеоматериалы МВД Франции, Bild, AP, EPA

Самолёт врезался в склон горы Салак на высоте 1860 метров. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян. Экипаж и пассажиры погибли. АиФ.ru выяснил, в каком состоянии сегодня находятся самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) , какое количество этих самолётов сегодня летает и какие авиакомпании их активно закупают.

Что случилось?

Причиной произошедшей четыре года назад катастрофы считается ошибка в подготовке полёта, то есть незнание экипажем рельефа местности на маршруте полёта, неверная настройка радаров аэропорта сопровождения и отвлечение экипажа посторонними разговорами. На день катастрофы авиалайнер уже совершил 502 цикла «взлёт-посадка» и налетал 843 часа. Самолёт был исправен. Более того, сигнал TAWS — система о предупреждении столкновения самолета с землей — сработал вовремя, но был отключен по каким-то причинам самим командиром воздушного судна. Кстати, командир судна за 8 минут до столкновения со склоном горы вне плана полёта дважды запросил снижение до 1800 метров. И, получив разрешение, начал снижаться к горе Салак высотой 2211 метров в условиях плохой видимости и низкой облачности.

Расследованием инцидента занималась комиссия Национального комитета по безопасности на транспорте (NTSC) Индонезии. 18 декабря 2012 года она в окончательном отчете об авиакатастрофе сообщила, что она произошла из-за ошибок пилотирования: члены экипажа не учли, что будут лететь рядом с гористой местностью, из-за чего экипаж никак не среагировал на предупреждения системы TAWS о приближении земли и, собственно, отключил предупреждающий сигнал. Более того, перед самим столкновением со склоном горы экипаж, включая командира, вёл переговоры с потенциальным покупателем авиалайнера, отвлекаясь от пилотирования.

Гора Салак в Индонезии, где разбился «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

Как Sukhoi Superjet 100 появился в России?

Из-за того, что в конце 1990-х — начале 2000-х гг. гражданские авиаперевозки происходили на устаревших лайнерах, российским авиакомпаниям приходилось закупать зарубежные самолёты. Именно тогда компания «Сухой» начала разрабатывать пассажирский самолёт, создав в 2000 году ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Этот самолёт — разработка современного отечественного авиапрома, а поставщиками ряда комплектующих стали крупные международные производители — Safran, Thales, Liebherr, Goodrich и др.

В итоге первое испытание нового авиалайнера на взлётно-посадочной полосе прошло 14 мая 2008 года, а 19 мая того же года самолёт совершил первый полёт на высоте 1200 метров. К концу года Sukhoi Superjet 100 совершил второй полёт уже на высоте 6000 метров. Через три года, в 2011 году, первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007, названный в честь космонавта Юрия Гагарина , был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia».

Фото: www.globallookpress.com

Палки в колёса от Запада

«Для летчиков Sukhoi SuperJet 100 — золотой самолет, такого у нас не было. Кабина и авионика очень удобные, хорошие гироскопы, иностранные системы стоят самые последние. Да и сама машина ведет себя просто изумительно», — говорит Юрий Сытник, заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения .

На середину апреля 2016 года, по данным компании «Гражданские самолёты Сухого», произведено 102 самолета Sukhoi SuperJet-100, 68 из которых эксплуатируются в России и за рубежом. Так, авиакомпания «Аэрофлот» с июня 2011 года получает 30 самолётов Sukhoi SuperJet-100. А в январе 2015 «Аэрофлот» и «Гражданский самолёты Сухого» пришли к соглашению, что к этим 30-ти прибавится еще 20 воздушных судов SSJ-100. На сегодняшний день в «Аэрофлоте» 27 самолётов Sukhoi SuperJet-100. Другой крупный эксплуатант — мексиканская InterJet, у которой «на крыле» уже 21 самолет и 9 еще будут поставлены. Среди эксплуатантов также авиакомпании «Якутия», «Газпромавиа», «Red Wings», «Ямал» и др. А общий налет Sukhoi SuperJet-100 перевалил за 180 тысяч часов. Помимо активной эксплуатации в России, самолет летает в аэропорты Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Китая, Мексики, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции, США и других стран.

Кстати, у авиакомпании «Red Wings» производитель отозвал все 5 имеющихся в их парке лайнеров SSJ-100 из-за того, что она не выполняла условия договора аренды самолётов.

SSJ-100 компании «Аэрофлот». Фото: www.globallookpress.com

«К сожалению, Sukhoi SuperJet-100 закупают все-таки мало. Авиакомпании не уверены в том, что система послепродажного обслуживания будет происходить оперативно. А самолет, который стоит на земле в ожидании запчастей, генерирует убытки», — говорит Алексей Захаров, независимый авиаэксперт .

С ним согласен и Юрий Сытник: «Самолет на более чем 70% собран из импортных запчастей. Например, двигатели у него французские. Вот хотели 12 машин Sukhoi SuperJet-100 поставлять в Крым, французы это пронюхали и прислали письмо, где заявили, что как только в Крыму встанет первый самолет SuperJet, они прекратят поставку запасных частей и двигателей. Зачем иметь такой самолет, если мы от кого-то зависим? Все склады с запчастями для него за рубежом!».

По словам Сытника, сегодня идёт обсуждение того, чтобы начать выпускать собственные детали для этого самолёта. Но когда это случится, пока неясно. Да и уйдет на это несколько лет.

«Как раз недавно по этому самолёту было заседание в Росавиации, и французы настояли, чтобы вклад запчастей был все-таки только в Европе. Нам это неудобно и дорого, — добавляет Ю. Сытник, — ведь самолёт и правда очень хороший, качественный, и чтобы он полностью был подконтролен нам, нужно чтобы и запчасти были наши!».

Сборка самолётов «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

* Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — самолет нового поколения, разработанный и произведенный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии международных компаний. Самолет может перевозить от 75 до 95 пассажиров. В настоящее время большая часть самолётов находится в парке «Аэрофлота», «Газпромавиа» и мексиканской авиакомпании «Interjet».