Замок Сфорца, который наряду с прилегающей парковой территорией является своеобразной визитной карточкой Милана, — не только яркая достопримечательность города, но и бывшая правительственная резиденция рода Висконти.

История строительства

История замка Сфорцеско восходит к середине XIV века. Строительству предшествовали некоторые события в политической жизни Милана, а именно приход в XIII веке к власти представителя семейства Висконти – архиепископа Оттоне Висконти. К XIV веку семейство Висконти сумело подчинить себе множество городов северной Италии.

Потомок архиепископа, Галеаццо Висконти, решил возвести для себя и своей семьи замок. Изначально комплекс задумывался не только как личные владения, но и как оборонительная крепость , чтобы исключить любую попытку проникновения в покои герцога. Замок был выстроен на месте, которое в то время считалось пригородом Милана, поэтому он был обнесен высокой крепостной стеной.

Но к середине XIV века герцог Висконти начинает терять свои политические позиции, и в Милане была установлена Амброзианская республика. Горожане, устав от тирании герцога, частично разрушили замок , нанеся ему огромный урон.

Потомок герцога, Франческо Сфорца (являвшийся зятем последнего представителя мужской линии Висконти), в 1450 году получив от миланского Сената титул герцога, решает восстановить бывшую герцогскую резиденцию. По замыслу Сфорца, замок должен был стать не только защитной крепостью, но и символом миланской красоты .

Со временем по углам крепостных стен появились высокие башни, в 1473 году была построена часовня Корте Дуккале (часовня герцога). В конце XV века один из наследников герцога – Людовик Сфорца – велел переделать замок, добавив в него изящества и великолепия .

Для этого были созваны лучшие мастера своей эпохи, и в их числе – Леонардо да Винчи. Именно здесь были созданы его знаменитые полотна – «Дама с горностаем» (возлюбленная герцога Чечилия Галлерани), «Прекрасная ферроньера» (Лукреция Кривелли). Были еще великолепные потолочные фрески Леонардо, но от них на сегодняшний день мало что осталось.

После смерти Людовика Сфорца замок постепенно стал приходить в упадок. В 1521 году в башню Филарета ударила молния, и ее пришлось разобрать — настолько сильно она была повреждена. Во время Итальянских войн в середине XVI века замок превратился в неприступный бастион : его помещения стали казармой для более 2000 солдат, башни стали наблюдательными пунктами, а часовня – войсковой церковью. Битвы тоже не прошли бесследно для здания, до сих пор кое-где можно увидеть отметины и следы от пуль.

Размещались здесь и войска Наполеона . Да и сам Император любил бывать в этом замке. Вопреки воинственно настроенным горожанам, требовавшим уничтожения бастиона, Наполеон велел снести фортификационные сооружения и восстановить часть замка, чтобы вернуть ему былую красоту.

В 1833 году городской администрацией было принято решение восстановить замок в качестве городской достопримечательности . Реставрация проходила под руководством миланского мастера Луки Бельтрами. А после создания в 1861 году независимого итальянского государства Кастелло Сфорцеско было решено не просто отреставрировать, но и превратить в один из главных архитектурных символов города.

Восстанавливать замок пришлось еще и после событий Второй мировой войны – в результате вражеских налетов замок был серьезно поврежден. Восстановительные работы шли вплоть до 1956 года.

В этом видеоролике показано современное обличье замка Сфорца:

Описание достопримечательности и фото

Чтобы попасть в центральный двор замка, нужно было миновать главные ворота через башню Филарета – многоярусную постройку, высота которой доходит до 71 метра .

Башня украшена геральдическими фресками, барельефом короля Умберто Первого, второй ярус украшают старинные часы «Солнце правосудия». Они остались как память о первом герцоге Висконти, который заложил первые камни в основу Кастелло Сфорцеско.

Вокруг замка на месте бывшего плаца был разбит парк Семпионе . Большая площадь Piazza delle Armi, где ранее проводились воинские учения, теперь стала местом встреч отдыхающей молодежи.

Очень многие побывавшие в Милане говорят, что замок внешне очень напоминает Московский Кремль из-за украшавших башни зубцов в форме ласточкиного гнезда. Этому есть разумное объяснение: в строительстве Кремля участвовали миланские архитекторы, которые пожелали предать русской постройке строгий, но роскошный внешний вид.

Как архитектурный и исторический памятник замок Сфорца стал доступен для посещения туристами только в 1900 году, когда в помещениях замка были открыты Музей археологии и истории.

Сегодня в замке работает целый музейный комплекс : Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов. Огромное собрание картин художников средневекового Милана составляют украшение коллекции – желающие могут познакомиться с работами Джиованни Беллини, Микеланджело Буонаротти, Мантеньи.

Кроме того, под крышей замка работает городская библиотека , в которой собраны уникальные материалы по истории Милана.

Ознакомьтесь с и — возможно, эти терминалы покажутся вам наиболее удачными для путешествия в город.

Неподалеку от Милана расположено озеро Комо. Рекомендуем вам посетить это

Привет, друзья. Наш сегодняшний герой стал свидетелем революций и восстаний, взлетов и падений ни одной династии. Еще бы. Ведь замок Сфорца живет уже более семи столетий. А еще он вам, наверняка, напомнит Кремль, ведь именно его облик итальянские архитекторы взяли за основу при строительстве главной московской достопримечательности.

Италия. Регион Ломбардия. Город . Castello Sforzesco — Кастелло-Сфорцеско или просто: замок Сфорца.

Красивое место с парком. В парке Семпионе приятно погулять, особенно утром. В замке расположились экспозиции 7 музеев на осмотр которых у вас уйдёт примерно 2 часа.

История

Когда-то миланский замок, который сейчас мы знаем как замок Сфорца, был возведён и служил резиденцией правящей династии Милана – герцогов Висконти. Кстати, знаменитый итальянский режиссёр Лукино Висконти — потомок этого аристократического рода.

Но этот первый замок был частично разнесён взбунтовавшейся толпой. На смену роду Висконти пришли Сфорца.

В XV веке Франческо Сфорца отстроил замок заново, придав ему больше великолепия и красоты. Примечательно, что к его украшению имел отношение сам Леонардо да Винчи.

Вообще же, каждый правитель, живший здесь, старался приложить руку к украшению замка. Так, к примеру, Галеаццо Сфорца, славившийся расточительностью, приобрёл дорогую мебель и не пожалел казны на роскошную отделку.

При нем во дворце появился Бальный зал, где проводились приемы.

Как только начались Итальянские войны, Людовико Сфорца покинул Милан, а под крышей замка поселился король Франции Людовик XII.

После него миланский замок не мог похвастаться хорошим состоянием. А в 1521 году произошло вот что: в башню Филарета ударила молния. А поскольку там был склад, где хранились запасы пороха, башня взорвалась.

В 1799 году Кастелло чуть было ни постигла судьба Бастилии. Тогда на территории города находился Наполеон. Ему была вручена петиция о том, что здание должно быть разрушено. Но вместо этого тщеславный император повелел разбить перед ним площадь.

К середине XIX века здание было отреставрировано, заново отстроили и ту самую взорвавшуюся башню.

Современная жизнь

Сейчас здесь уютно расположилась целая группа музеев. Пройти в них можно по единому билету.

К сожалению, от фресок Леонардо да Винчи ничего не осталось.

  • Зато в неплохом состоянии до нас дошли зал для игры в мяч и Слоновий портик.
  • Также здесь можно увидеть незаконченную скульптуру Микеланджело «Пьету Ронданини».
  • Еще здесь есть небольшая картинная галерея, порядка 230 работ великих итальянских мастеров, среди которых работы Беллини и Ф. Липпи.
  • Здесь же находится собрание музыкальных инструментов.
  • В музейные залы можно попасть из внутреннего дворика Рочетта, который в свою очередь соединен с парадным входом внутренним двором.

Окна замка выходят на парк Семпионе.

Он знаменит Аркой мира, памятником архитектуры XIX века.

По идее Наполеона, она должна была стать триумфальной аркой и одновременно с этим 14- ми воротами Милана.

Есть мнение, что эта арка находится на прямой линии с Триумфальной аркой Парижа и аркой Каррузель.

Многие туристы не идут внутрь замка, ограничившись прогулкой по парку. Парк очень приятный особенно утром.

Время работы парка

  • С 7:00 до 19:00 летом
  • С 7:00 до 18:00 зимой
  • Вход в парк бесплатный.

Музеи замка

  • Открыты каждый день со вторника по воскресенье.
  • Понедельник – выходной. Замок закрыт.
  • Время работы: с 9:00 до 17:30

Сколько стоит

  • Стандартный билет, позволяющий пройти на все выставки музеев внутри замка 5 евро.
  • Льготный билет 3 евро.
  • Каждую пятницу во второй половине дня вход в замок и его музеи бесплатный.

В замке проходят музыкальные концерты.

Подробности узнавайте на официальном сайте: www.milanocastello.it

Где остановиться в Милане

Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.

Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана

Как добраться

  • На метро по ветке ММ1 Кайроли или ветке ММ2 Кадорна-Ланца.
  • На автобусе №№ 37, 50, 58
  • Еще вариант на трамвае №№ 2, 4, 12, 14

Замок на карте

А чтобы не упустить ничего важного и нужного просто подпишитесь на обновления нашего блога. До свидания.

Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско © pisaphotography / Shutterstock.com

Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.

Башня Филарете

Башня Филарете в Кастелло Сфорцеско / passipermilano.com

В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.

Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.

При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.

Пинакотека

© Wikimedia Commons

Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.

Резервуар пресной воды

Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.

Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.

Осевой зал

Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.

Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.

Испанский госпиталь — Новый музей «Пьета Ронданини»

Пьета Ронданини работы Микеланджело / tgcom24.mediaset.it

Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.

Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.

Символ и гордость этого красивого и древнего города. Огромная и, казалось бы, невзрачная крепость за свою многовековую и насыщенную событиями историю пережила немало потрясений. Однако, несмотря ни на что, она выстояла и сейчас радует многочисленных посетителей своей строгой и величественной красотой.

Строительство

Замок Сфорца (Кастелло Сфорцеско) находится в историческом центре города. Но во времена закладки место его расположения находилось за городскими станами, потому что изначально он создавался как оборонительная крепость. Решение о строительстве замка принимал герцог Галеаццо II Висконти, принадлежавший к знаменитой старинной династии Висконти, которая управляла Миланом более полутора столетий, начиная с 1277 года.

К середине XIV столетия некогда влиятельный вельможа начал стремительно терять свой политический вес, вследствие чего в городе установилась Амброзианская республика. В это время замку был нанесет огромный урон, когда его частично разрушили жители Милана, уставшие от непомерной тирании герцога.

Новый владелец

Крепость долго пустовала. Наконец в 1450 году потомок герцога Висконти Франческо Сфорца получил титул своих предков и разрешение миланского Сената на восстановление бывшей фамильной резиденции. По замыслу нового владельца, бастион должен был не только вернуть себе функцию защитной крепости, но и стать символом города.

Постепенно замок Сфорца в Милане преобразился. Крепостные стены по углам обзавелись высокими башнями, а в 1473 году здесь была возведена часовня под названием «Корте Дуккале». В конце XV столетия наследник герцога Лодовико Сфорца решил переделать мрачноватый замок по своему вкусу, добавив в его облик немного великолепия и изящества.

С этой целью в Милан были вызваны лучшие мастера своего времени, в числе которых был и знаменитый Лонардо да Винчи. Известно, что именно здесь были созданы его гениальные полотна, такие как «Дама с горностаем», на котором была изображена любовница герцога Цецилия Галлерани, а также «Прекрасная ферроньера», для которой позировала Лукреция Кривелли. Были здесь и роскошные потолочные фрески, выполненные рукой да Винчи, но, к большому сожалению, от них практически ничего не осталось.

Наряду с великолепными интерьерами замка, часть из которых дошла и до наших дней, в нем появился и целый ряд других новшеств. Здесь было обустроено несколько уютных внутренних двориков, а также выложена изящная площадь, обрамленная аркадами, над которыми работали Филарете и Браманте. С этого времени замок вновь становится резиденцией миланских герцогов.

Французский и испанский периоды

Когда начались Итальянские войны, Лодовико Сфорцо предпочел покинуть Милан, а вместо него в замок Сфорца вселился король Франции Людовик XII. После его смерти крепость пришла в упадок, а в 1521 году в башню Филарете, где размещался пороховой склад, попала молния. Взрывом была разрушена большая часть постройки, поэтому ее пришлось разобрать.

Некоторое время в замке проживал и Ферранте Гонзага - испанский наместник. Он решил усилить оборонительную мощь города, для чего буквально встроил его в центр новых укреплений, выполненных в форме звезды. При нем большинство дворцовых покоев превратились в настоящие казармы, где проживало более 2 тысяч солдат.

Замок Сфорца в Милане во времена испанского владычества был надежной крепостью, обороноспособность которой дополнилась массивными валами и другими фортификационными сооружениями. Согласно сохранившимся документам, помимо солдатских казарм на ее территории размещалась войсковая церковь, госпиталь, склады с пищевыми продуктами и таверна. Залы же с роскошными росписями, над которыми трудились Брамантино и Леонардо, были попросту превращены в обычные подсобные помещения.

Покровительство Наполеона

На смену испанскому владычеству вновь пришли французы. В городе обосновался Наполеон. Радикально настроенные миланцы потребовали от него уничтожения столь ненавистного для них замка Сфорца. Однако вопреки их заявлениям, Наполеон решил не только не разрушать, а, наоборот, восстановить часть крепости, дабы в ней разместить своих солдат.

При нем были снесены практически все ранее воздвигнутые испанцами фортификационные сооружения, в том числе и многочисленные валы. Кроме того, по приказу самого Наполеона перед замком была разбита просторная площадь.

Реконструкция

В 1861 году, после объединения итальянского государства, было принято решение о восстановлении крепости и присвоении ей статуса архитектурного символа Милана. Для осуществления реставрационных работ пригласили Луку Бельтрами. Следует отметить, что этот талантливый архитектор отнесся к данному делу чрезвычайно ответственно. Именно благодаря ему была в полной мере восстановлена ранее взорванная, а затем и вовсе разобранная башня Филарете.

В 1900 году этот исторический памятник впервые открыл свои двери для посещений и занял почетное место главной достопримечательности Милана. Спустя пять лет ремонт крепости был полностью завершен.

Вторая мировая

Во время войны замок вновь подвергся разрушению. Авиабомбами была уничтожена часть стены и один из уютных внутренних двориков. После войны уже в который раз пришлось восстанавливать этот исторический памятник. Здесь шли масштабные ремонтные работы, в ходе которых была проведена тщательная реставрация как внутренних интерьеров, так и внешнего облика здания.

Современный вид

Чтобы пройти во внутренний двор замка Сфорца (фото можно увидеть ниже), нужно миновать центральные ворота, расположенные в башне Филарете. Она представляет собой многоярусную величественную постройку высотой в 70 метров. Башня украшена искусно выполненным барельефом, на котором изображен король Умберто, старинными часами под названием «Солнце правосудия», а также геральдическими фресками. Когда-то вокруг замка была пустынная территория, которую использовали для воинских учений. Теперь же здесь раскинулся прекрасный парк Семпионе и площадь Piazza delle Armi.

Сейчас внутри замка Сфорца в Милане (фото имеется в статье) расположен обширный музейный комплекс и солидная библиотека, в стенах которой хранятся поистине уникальные материалы, рассказывающие о многовековой истории этого удивительного города.

В данный момент все желающие имеют возможность посетить замок и побывать в его картинной галерее и многочисленных музеях, где представлены деревянные скульптуры, редкие старинные музыкальные инструменты, античная мебель и археологические находки. Кроме того, этот исторический комплекс хранит работы таких знаменитых мастеров, как Микеланджело Буонаротти, Джованни Беллини и Мантеньи.

Полезная информация

Адрес замка Сфорца в Милане: Piazza Castello, 27029. Поначалу крепость может показаться неприступной и довольно мрачной. Но, посетив лично это уникальное место, лишний раз убеждаешься в необыкновенной красоте его внутренних убранств.
Туристы, впервые отправляющиеся на отдых в Италию, зачастую не знают, как добраться до замка Сфорца в Милане. На самом деле здесь все предельно просто: к нему можно дойти пешком от одной из центральных улиц города - Виа Данте. Если же на место добираться общественным транспортом, то туда можно попасть как на автобусе (маршруты № 18, 37, 58, 94), так и на трамвае (№ 1, 4, 12, 14). При желании до крепости можно доехать и на метро (ветки ММ1 и ММ2), выйдя на станции Cadorna Triennale.

Время работы замка Сфорца в Милане - с 7:00 до 18:00, а в летний период - до 19:00. Выходной - понедельник. Также музеи закрыты и во время крупных церковных праздников. Вход на его территорию бесплатный. Однако за посещение музеев придется отдать 4 евро. Для более детального осмотра этой достопримечательности можно купить сезонный абонемент. Он обойдется в 15 евро на человека.

Стоит отметить, что для пенсионеров, которым исполнилось 65 лет, и студентов при предъявлении ими соответствующего документа предусмотрена хорошая скидка. Для них билет будет стоить не больше 1,5 евро. Детям и подросткам до 18 лет вход на территорию замка бесплатный.

Замок Сфорца (Castello Sforzesco или Castello Sforza) - один из интереснейших исторических памятников Милана, оставивших у меня неизгладимые впечатления. Воистину величественный, красивый и строгий, он раскинулся в историческом центре современного города. Но в то время, когда приступали к его закладке, место расположения замка находилось за пределами городских стен, и создавался он, как оборонительная миланская крепость. Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Представители этой династии, предшественники Галеаццо II - Маттео, Галеаццо I, Аццоне, Лючино и Джованни Висконти, значительно укрепили могущество Милана и распространили его политическое и торговое влияние на Пьяченцу, Бергамо, Кремоно, Павию, а затем на Пьемонт, Брешию, Геную и иные области Италии, соседствующие с Миланом. В годы их правления город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города. Строительство оборонительной крепости было продолжено и в годы, когда Миланом правил сын Галеаццо II - Джан-Галеаццо Висконти. Кстати, Джан-Галеаццо решил не только расширить крепость, но и превратить её в герцогскую резиденцию, соответствующую богатству и могуществу семьи Висконти. На недолгие годы правления этого талантливого человека (1385-1389) приходится расцвет миланского государства и распространение его влияния на всю территорию Ломбардии вплоть до Венеции на востоке и Папской области на юге. Джан-Галеаццо централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо. Но Джан-Галеаццо не успел осуществить многие свои намерения. Во время подготовки похода на Флоренцию в 1389 году его безвременно постигла внезапная смерть. Сыну Джан-Галеаццо - Джованни Мария Висконти в годы регентства и правления не удалось продолжить политику отца. Города-соперники смогли соединить свои усилия и противостоять миланской экспансии. Более того, герцогство потеряло свое влияние на ряд городов, появились первые признаки хаоса. Не многое удалось и второму сыну Джан-Галеаццо - герцогу Филиппо Мария Висконти в его противостоянии с Флоренцией и Венецией. У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его дочь, Бьянка, вышла замуж за видного миланского военачальника Франческо Сфорца. Филиппо Висконти умер в 1447 году, а Франческо вскоре станет герцогом Милана и родоначальником династии Сфорца. Но до этого, в годы, последовавшие за смертью Филиппо и предшествовавшие герцогству Сфорца, миланцы, уставшие от проимперской политики Висконти, решили восстановить демократическое правление и провозгласили создание Амброзианской республики. Построенный к этому времени замок-крепость, как напоминание о деспотической власти, был частично разрушен, а камень его стен и сооружений был использован республиканцами на укрепление городских стен, как символа Милана и его славного прошлого. Однако, прошло не столь много времени, и эйфория первого периода республики сменилась смутой, беспорядками и упадком городского хозяйства, что вынудило горожан обратиться к Франческо Сфорца с просьбой о наведении порядка в городе. И уже вскоре, в 1450 году Франческо при поддержке своей жены, Бьянки Висконти, этой неординарной женщины, сыгравшей значительную роль в жизни Милана в XV веке, провозгласил себя наследником династии Висконти и герцогом Милана. Франческо решил восстановить замок, сделать его украшением города и, одновременно, оборонительным сооружением от возможных внешних врагов. Высокие стены, окружающие замок и имевшие форму квадрата со стороной около 200 метров, были возведены на фундаменте прежней крепости. Для украшения стены, которая открывает вид на замок со стороны города (так называемой фасадной стены), из Венеции был приглашен архитектор Антонио Аверумино, более известный под именем Филарета. Его творение - центральная башня над входными воротами (1452 год). Она и по настоящее время называется Филаретовой. Через три года архитектором Бартоломео Гадио были построены две монументальные цилиндрические башни по углам фасадной стороны дворца. Эта стена с Филаретовой и угловыми башнями и сейчас открывает великолепный вид на дворец со стороны улицы Данте. Франческо Сфорца умер в 1466 году. Его сын и преемник Галеаццо Мария, развивая идею о реставрации и расширении замка как герцогской резиденции (Франческо Скорца и Бьянка в замке не жили, их резиденцией оставался дворец на Соборной площади), пригласил архитектора Бенедетто Феррини, который предложил внутри большой, квадратной по форме стены замка, возвести два внутренних дворика с дворцовыми постройками для семьи герцога (Дворик Рочетта и Герцогский двор). Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской. Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х - 90-е годы XV века), замок Сфорца - один из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии. Для того, чтобы он стал столь блистательным, Лодовико пригласил в Милан Леонардо да Винчи и архитектора Донато Браманте. Браманте завершил отделку внутреннего дворика Рочетта, по его проекту и под его руководством был построен мостик, перекинутый через глубокий наружный ров к входным воротам дворца. Леонардо да Винчи украсил фресками стены зала della Aste (часть фресок сохранилась до наших дней). *** В последние годы XV века начались так называемые Итальянские войны - войны Франции, Испании и Священной римской империи за господство над раздробленными многочисленными городами-государствами Аппенинского полуострова. Войны эти велись с переменным успехом. В одном из эпизодов этих войн, трагическом для Милана и замка Сфорца, король Франции Людовик XII заявил о своих правах на Милан (дальнее родство по материнской линии) и в 1499 году захватил этот крупнейший город Ломбардии, являвшийся ключом ко всему полуострову. Через год Лодовико Моро с помощью швейцарцев ненадолго вернулся в Милан, но вскоре его войска были разбиты французами, сам он был пленен и провел всю оставшуюся жизнь как узник в одном из французских замков. С момента захвата власти Людовик XII, который провозгласил себя герцогом Милана, начинает постепенное превращение замка Сфорца из роскошной резиденции в обычную военную крепость. Внутренние помещения получают иное практическое назначение или разрушаются, а вокруг замка появляется новая система военных укреплений. В 1521 году от удара молнии произошел взрыв в Филаретовой башне (по-видимому, здесь вместе с амуницией хранились и запасы пороха). Была разрушена не только башня, но и значительная часть фасадной стены. В ходе продолжающихся Итальянских войн французское господство в 1526 году сменилось испанским, а затем австрийским. В период испанского владычества замок Сфорца, продолжавший играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами, которые приняли форму сначала 6-угольной, а затем 12-угольной звезды в соответствии с наиболее популярными фортификационными теориями того времени. Замок превратился в укрепленный форт с казармами на 2000 солдат. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения. Австрийское господство, продолжавшееся в Милане около двух веков вплоть до объединения Италии в единое государство в 1861 году, было на относительно небольшое время (с 1796 по 1815 г.г.) прервано Наполеоном. Воспользовавшись тем, что с приходом войск Наполеона герцогская власть вновь пала, часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, снова потребовала уничтожения дворца Сфорца, с которым ассоциировалась власть герцогов. К этому времени многие стены и башни старого дворца уже были разрушены или близки к разрушению. Но опасность уничтожения дворца миновала - Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. Начать восстановительные работы в это время не удалось - в апреле 1799 года к Милану подошли войска, ведомые А.В.Суворовым (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Однако, вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы). После ухода Суворова из Италии Наполеон разбил австрийскую армию у итальянского селения Маренго и образовал на территории северной и центральной Италии Цизальпинскую республику, столицей которой стал Милан. В замке вновь разместились войска - теперь уже наполеоновские. Герцогская церковь была превращена в конюшню, герцогские апартаменты - в казармы и общежития, фрески забелены известью и т.п. (Кстати, в 1812 году во время похода Наполеона в Россию, часть его войск, захвативших Москву, была размещена в подмосковном имении Шереметевых - Кускове. И там наблюдалась та же картина разрушения, а иногда и прямого грабежа исторических и культурных ценностей солдатами Наполеона, а конницу разместили в Большом оранжерейном дворце). Тем не менее, к положительным деяниям Наполеона по сохранению замка-дворца Сфорца в его прежнем виде можно отнести снос многочисленных валов и фортификационных сооружений, построенных испанцами. Для приведения в должный вид искореженной и изрытой после этого земли вокруг замка (а это ведь огромная территория) были приглашены архитекторы Луиджи Каноника и Джованни Антолини, которые намеревались окружить дворец скверами, построить здесь пантеон, национальный музей и т.п. Однако, этот проект не был полностью осуществлен. Обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер. Другое известное начинание Наполеона - строительство Триумфальной арки вблизи дворца. Она должна была стать еще одними миланскими воротами, проем которых находился бы на оси Париж - Милан (сейчас эта арка находится в парке Семпионе и именуется Аркой мира, Arca della Pace, но о ней немного позднее в этой же статье). В 1815 году, после поражения Наполеона при Ватерлоо, австрийцы вернулись в Милан и он стал главным городом Ломбардии и Венеции. Революционные события 1848 года, выступления миланцев против австрийского засилья и подавление этих выступлений австрийским маршалом Радецким привели к очередным разрушениям части стен и сооружений замка. *** Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города. Реконструкция осуществлялась по проекту, предложенному миланским архитектором Лука Белтрами и основанному на детальнейшем изучении всех исторических документов, литературных источников и произведений изобразительного искусства, связанных с созданием крепости-дворца за все шесть веков его существования. Работы во дворце начались с восстановления угловых цилиндрических башен фасадной стороны дворца. Кстати, в этих башнях позднее были оборудованы хранилищами питьевой воды - удалось, таким образом, совместить проблему реставрации исторических ценностей с решением задач жизнеобеспечения и культурной жизни города. Для первых посещений частично восстановленный дворец открылся уже в мае 1900 года, а полная его реконструкция была закончеа в 1905 году - именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам. Сейчас во дворце Сфорца - комплекс музеев, знаменитых своими коллекциями антиквариата, в том числе скульптур, живописи, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов, а также музей археологических раскопок. Особое внимание среди экспонатов привлекает "Пиета Ронданини" - последняя скульптура великого Микеланджело, оставшаяся неоконченной