Одно из важных преимуществ двухэтажного вагона - он вмещает больше пассажиров. В двухэтажном купейном вагоне 64 спальных места (16 купе), а в обычном вагоне их всего 36 (9 купе). Благодаря этому стоимость проезда на двухэтажном поезде ниже, чем на поездах, аналогичных по классу. Поезд отправляется в 10 утра с Казанского вокзала и преодолевает расстояние между Москвой и Адлером за 25 часов.

В состав поезда входят вагоны:

  • СВ (32 места)
  • купе (64 места)
  • штабной (на 50 мест; с местом для лиц с ограниченными физическим возможностями)
  • вагон-ресторан

Услуги для пассажиров

Вагоны состоят из 4-местных или 2-местных изолированных купе, расположенных на двух этажах. В оборудование вагонов входят системы кондиционирования воздуха и отопления, три биотуалета, светодиодные светильники, система видеонаблюдения, система контроля, управления доступа и охраны пассажирского поезда. Энергоснабжение осуществляется от электровоза, что обеспечивает экологичность поезда.

В каждом купе имеются стол, зеркала, полочки для мелких вещей, светильники, лестницы для подъема на верхнее место. Купе оборудованы двумя розетками для подключения электробритв, мобильных и других устройств мощностью не более 100 Вт. В 2-местных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм.

Штабной вагон оборудован аппаратурой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).

В стоимость проезда включены: постельное белье, питьевая вода. Вагоны обеспечиваются предметами санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества. Также предлагаются дополнительные услуги: продажа чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — государственная компания, монополист в сфере железных дорог. В ней много разных подразделений, пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются «ДОСС» и АО «ФПК». Кроме того, есть пригородные компании («ППК»), организации в регионах (например, «Железные дороги Якутии»), «Аэроэкспресс» (комфортная электричка от аэропорта до ж/д вокзала) и другие.

В середине 90-х годов железнодорожные перевозки в России стали нерентабельными, министерство путей сообщения погрязло в бюрократии. Это стало причиной реформ, и в 2003 году была создана РЖД. 100% акций компании владеет государство. У РЖД около 520 пассажирских поездов на 120 направлениях, которые перевозят пассажиров в 21 страну мира. Так что действительно плотное.

Купе верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

АО «ФПК»

АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») — дочерняя структура РЖД, ей принадлежит большинство пассажирских перевозок в поездах дальнего следования. Все новые пассажирские вагоны отвечают высоким требованиям комфорта, но до сих пор курсируют множество старых вагонов, оставшихся еще со времен СССР. Рассмотрим несколько типов поездов, принадлежащих АО «ФПК».

Нефирменные поезда

Их отличают более низкий уровень обслуживания и «советские» вагоны. Полки обтянуты бордовой искусственной кожей. Туалеты закрываются на станциях. Очень мало розеток. Часто нет кондиционера. Когда-то они могли курсировать в составе фирменных поездов, но теперь, из-за долгой эксплуатации, в них может что-то не работать или быть грязно. Дополнительные услуги отсутствуют. Главное преимущество таких поездов в дешевизне билетов.

Фирменные поезда

Это поезда с новыми вагонами и широким набором услуг. Они идут быстрее других составов, им назначают удобное время отправления и прибытия. Билеты в фирменном поезде всегда дороже, чем в нефирменном. Особенности таких составов:

  • новые вагоны — есть кондиционер, два биотуалета, поясняющие электронные табло, микроволновка и холодильник у проводника;
  • в каждом купе (в люксе и купейном вагоне) мягкая спинка у нижней полки, электронный замок на двери, кнопка вызова проводника, розетка, индивидуальная лампа-ночник;
  • есть бесплатные услуги: питание, пресса, набор путешественника и т.д.

Первый фирменный поезд в СССР появился в 1931 году. Он назывался «Красная стрела» и курсировал из Санкт-Петербурга в Москву. Сегодня фирменных поездов уже 92.

Биотуалет в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«Премиум»-поезда

«Премиум» позиционируются как поезда повышенной комфортности. От остальных фирменных поездов они отличаются большей скоростью (а значит меньшим временем в дороге) и наличием дополнительных услуг (например, в купейном вагоне есть телевизор).

Составы «Премиум» появились в 2009 году. Они следовали по нескольким направлениям, но позже часть поездов была отменена из-за низкой загруженности или переименована. Сейчас поезда «Премиум» курсируют из Москвы по трем направлениям: Адлер, Казань, Новороссийск.

Двухэтажные поезда

Это поезда с двухэтажными вагонами купе и люкс (СВ). Вагон-ресторан тоже двухэтажный: на первом этаже находится бар, а на втором — обеденный зал.

Двухэтажный поезд может перевезти в два раза больше пассажиров, поэтому цена билета в нем обычно ниже, чем в аналогичном одноэтажном. Они обеспечивают комфорт купейного вагона по цене плацкарта. Но такие вагоны и более тесные: на верхней полке нельзя сидеть, меньше места для багажа. Двухэтажными вагонами планируется заменить все плацкартные уже через 10 лет.

Первый в России двухэтажный поезд начал курсировать на маршруте Москва-Сочи в 2013 году. В 2016 таких составов стало уже несколько, они следуют в Санкт-Петербург, Самару, Воронеж, Казань. Подробнее о двухэтажных поездах

Коридор верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«ДОСС»

Дирекция скоростного сообщения («ДОСС») занимается высокоскоростными поездами нового поколения. Первым стал , который в 2009 году связал между собой Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Он разгоняется до 250 км/ч и проезжает расстояние между двумя столицами за 4 часа, на что обычному поезду нужно больше 8 часов. А уже в 2010 был запущен второй электропоезд — , курсирующий из северной столицы в Хельсинки (Финляндия). В 2015 году на маршруте Москва — Нижний Новгород «Сапсана» сменил скоростной поезд , сократив время в пути на 20 минут. Билеты на многие высокоскоростные поезда дороже остальных по тому же маршруту.

Сидячий поезд развивает скорость до 160 км/ч. Он используется как скоростная электричка на рейсах длительностью до 5,5 часов. «Ласточка» курсирует на многих маршрутах в европейской части России. В зависимости от рейса часть составов принадлежит перевозчику «ДОСС», а часть — АО «ФПК». Билеты на «Ласточку» недорогие, дешевле всех остальных поездов на этих маршрутах.

Большинство высокоскоростных поездов курсируют только с комфортными сидячими вагонами. У каждого состава собственный набор дополнительных услуг: wi-fi, кожаные кресла с подставкой для ног, сиденья, которые можно повернуть по ходу движения, вагон-ресторан и так далее.

Шестиместное купе в скоростном сидячем поезде «Невский экспресс»

Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.

Какими бывают поезда?

Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.

Высокоскоростные

Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.

К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.

Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.

Скоростные

Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.

  • «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
  • «Стриж» - ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.

Скорые

Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.

К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.

Ускоренные

Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.

Фирменные

По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.

Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.

Пассажирские

Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

Служит тому две причины:

  1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
  2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» - состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

Тем, кто много путешествует не надо объяснять, в чем разница между фирменным поездом и обычным. В фирменном есть масса услуг, которые предназначены для комфорта клиента, поэтому, хотя стоимость билетов может быть выше в среднем на 25-50% от билета обычного пассажирского, но он того стоит, поверьте. Особенно это смогут оценить те, кто едет на дальние расстояния, ведь время в пути обычного тянется медленно, а качество комфорта оставляет желать лучшего. Именно поэтому, чтобы наслаждаться поездкой. А не выживать в пути стоит приобретать билеты именно в фирменный поезд.

Какие еще преимущества предлагает фирменный поезд

  • Вагоны должны быть не старше 12 лет и оборудованы кондиционерами, чтобы поддерживать приятную температуру. Зимой она составляет 18-22 градуса, а летом 22-26. В обычном поезде про кондиционеры можно не вспоминать, и температура там регулируется открытием окон, которые потом очень сложно закрыть, по этой причине путешествовать зимой в поезде довольно сложно. Если окно закрыто хорошо, то там может быть душно, если плохо — холодно. Тем, кто путешествует с детьми или боится сквозняков лучше выбирать фирменный поезд, там намного приятнее.
  • Фирменный поезд имеет удобный график движения, меньше проводит времени в пути, ведь данный транспорт считается скорым. Это особенно приятно тем, кто не любит подолгу стоять посреди поля, пропуская другие поезда.
  • В данном составе имеется купе для людей с ограниченными возможностями. Оно двухместное, поэтому путешествовать в нем удобнее.
  • Квалифицированные проводники, поезд прошедший сертификацию, тоже относятся к плюсам. В таких поездах редко встретишь хамство и небрежное отношение к пассажирам, персонал вышколен.
  • Практически все отмечают лучшее качество белья и наличие предметов санитарной гигиены. Причем их количество зависит от класса билета. Верхние полки в таких поездах, как правило, застелены, что создает приятное впечатление чистоты и порядка.
  • Поезда следуют по определенным направлениям и всегда в определенное время. Это очень удобно для планирования поездок.
  • Для любителей узнать что-то новое в таком поезде могут включать в дневное время историческую справку о городах, мимо которых проезжает состав. Кроме этого в информацию могут включать слова приветствия, время отправления, продолжительности остановок и правилах проезда.
  • Кроме этого в ресторане предложат расширенный ассортимент блюд.
  • Проводники предложат чай, кофе, кондитерскую продукцию и печатные издания. Причем посуда будет радовать красотой, а ассортимент товаров не ограничится одним печеньем.
  • Одним из важных моментов будет наличие био туалета, который наверняка понравится тем, кто путешествует с детьми или имеет повышенные требования к чистоте в поезде.

Эти и другие преимущества довольно сильно повышают конкурентоспособность фирменного поезда среди других. За комфорт нужно платить, поэтому билет стоит чуть дороже, однако если человек может себе позволить данную поездку. То почему бы и нет.

Для тех, кто может себе позволить

В состав фирменных поездов могут включаться вагоны с купе класса люкс. Данное купе выкупается целиком, поэтому случайных попутчиков не будет. Данное купе больше стандартного в полтора раза, а также в нем имеется индивидуальный санузел, в котором есть умывальник и туалет. В некоторых купе есть телевизор, DVD проигрыватель, может быть предусмотрен сейф, а также есть кнопка вызова проводника. Например, такое купе есть в поезде Москва — Берлин — Париж или Москва — Ницца.

Итак, делаем вывод, кому нужен фирменный поезд

Обычно он нужен тем, кто привык к комфорту, путешествует на дальние расстояния или с детьми. Так же в нем удобно ехать на море или просто в отпуск, раз в год такое можно себе позволить. Фирменными поездами часто пользуются командировочные, они экономят время, так как поезд идет быстро, тем более билет им оплачивают, поэтому на бюджет это сильно не влияет.

Тем, кто имеет различные хронические заболевания также лучше пользоваться комфортным проездом, меньше запаха дыма из тамбура. Если выбирать фирменный поезд, то лучше брать купе. Оно обойдется не намного дороже, зато комфорта больше. Плацкарт в фирменном отличается от обычного только белыми простынями и занавесками на окнах, остальные приятные бонусы просто не успеете ощутить.

Почему лучше брать купе

Вообще брать плацкартный билет лучше всего, если ехать в поезде всего ночь, тогда будут незаметны все минусы данного передвижения. А для хороших запоминающихся путешествий очень важны поездки в купе. Именно в комфорте появляется не просто радость поездки, но и возможность отдохнуть, не раздражаться по пустякам. Купейный билет можно взять и в обычном поезде, тогда поездка не будет так в тягость. Конечно, может в поезде не будет фирменных занавесок и белоснежных простыней, и туалет будет не био, а обычный, но в любом случае дорога не покажется тягостной.

Для семьи — лучшее

В качестве бонуса можно позволить себе билет в СВ, там такое же купе, только на два места и место откидных полок диванчики. Обслуживание там как в фирменном поезде, поэтому в любом случае понравится. А вообще комфорт в вагоне во многом зависит от его срока эксплуатации, проводников и обслуживающего персонала, потому что попадались приличные вагоны в обычных поездах. Если бы не сильная разница в билетах по стоимости, то многие не отказались бы от комфорта, особенно когда едут с семьей на дальние расстояния, так что людям, которые любят путешествовать и экономить одновременно, можно посоветовать покупать билеты заранее и пользоваться скидками.

Наиболее популярный в нашей стране транспорт - железнодорожный. Все, кто регулярно им пользуется, конечно, знают, что существуют различные категории поездов по уровню обслуживания.

Что такое поезд фирменный

Основное отличие его в том, что по уровню комфорта такой состав стоит на ступеньку выше обычного. Он обладает широким спектром услуг и более высоким уровнем сервиса.

Широкую известность, благодаря литературному произведению, получил зарубежный фирменный "Восточный экспресс".

Первый такой поезд в Советском Союзе появился еще в июне 1931-го и назывался "Стрелой". До настоящего времени он, полностью обновленный и переименованный в "Красную стрелу", продолжает с комфортом перевозить пассажиров.

Все составы такого уровня непременно имеют собственное название. Они отличаются специфическим индивидуальным дизайном. Все вагоны фирменных поездов выдержаны в одном стиле внутри и снаружи. В такой же цветогамме и с соответствующими логотипами шьют форму для обслуживающего персонала.

Предлагаемый сервис

Формируется поезд фирменный из вагонов со сроком эксплуатирования, не превышающим двенадцати лет с момента изготовления либо капремонта.

В обязательном порядке наличие ресторана и высококомфортных вагонов. Услуги по сервису сразу входят в цену билета.

Белье для постелей используется в течение небольшого срока и быстро обновляется на свежее.

Поезд фирменный имеет биотуалеты, отопительные системы, кондиционеры.

Формирование обслуживающей бригады подобных составов осуществляется из высококвалифицированных проводников, прошедших для этого спецаттестацию.

Услуги, предоставляемые пассажирам

В минимум предлагаемого набора услуг входит:
⦁ предоставление прохладной вскипяченной воды;
⦁ услуга уборки постели и ее застилка;
⦁ трехразовое предложение чая либо кофе;
⦁ предоставление разогретой пищи, причем в эконом-классе предлагают 3 варианта блюд и более, в бизнесе - 4 и более, в люксе - 5 и более;
⦁ обеспечение напитками (в эконом-классе - пол-литровая бутылка минводы, в бизнес-классе - не меньше двух видов соков либо безалкогольных напитков и четырех типов алкоголя);
⦁ предложение газет (в эконом-классе: три и более наименования, в бизнес-классе - четыре, в люксе - пять).

У всех вагонных категорий предусматривается свой комплект санитарно-гигиенической продукции:
⦁ для эконом-класса он состоит из салфеток, расчески, щетки и зубной пасты, зубочистки;
⦁ для бизнес-класса перечисленный набор расширен мылом, платочком, обувным рожком;
⦁ в люксе к этому предусмотрено добавление флакона с шампунем, душевого геля, губки для мытья, кроме того, имеются тапочки, махровый халат, крем для рук, средства для чистки обуви.

Составы "премиум"

2009 год ознаменовался появлением поездов класса "премиум", комфорт в которых наиболее высок. Они отличаются однообразным стилем исполнения - серым и серебристым цветом, дизайном внутреннего интерьера, обязательным присутствием логотипа РЖД.

Схема формирования состава также единая: обязательно наличие люкс-вагона, трех вагонов СВ, до десятка купейных, пары плацкартных, ресторана.

Вагоны являются новыми, в них имеются магнитные замки, отопительные системы, кондиционеры, биотуалеты, жидкокристаллические телевизоры, сетевые адаптеры, приспособления, куда пассажиры могут подключить наушники.

В поезде имеется кабельное телевидение, доступ к интернету, компьютерным играм.

При необходимости можно у официанта заказать в купе горячие блюда.

Фирменный двухэтажный поезд

Появление в системе РЖД позволило увеличить пассажиропоток по наиболее востребованным направлениям.

В феврале прошлого года такой поезд запущен по маршруту между столицей и Питером под номером 5/6. Он получил название "Двухэтажный состав".

Расписание фирменных поездов всегда составляется с учетом удобства для пассажиров. Отправление из обоих концов в 22.50, соответственно, приезд в конечный пункт - около 6.45.

С учетом возрастания общего числа мест, появилась возможность снизить стоимость проезда. Цена купейного билета в этом железнодорожном составе начинается с 1299 рублей.

При производстве его вагонов использованы новейшие технологии, экологически чистые материалы.

В ресторане имеется обеденный зал на 48 пассажиров.

В купейном вагоне в два этажа размещено 16 купе, каждое из которых располагает четырьмя местами для сна, столиком, лестницей для взбирания на вторую полку, двумя розетками, куда подключаются электробритвы, мобильники и другие гаджеты.
Для доступа в купе выдаются магнитные ключи-карты.

Вагонное оборудование состоит из:
⦁ отопительной системы и кондиционера для создания благоприятных климатических условий;
⦁ трех биотуалетов, работающих и в моменты остановки состава;
⦁ герметичного междувагонного перехода;
⦁ видеосистемы для наблюдения и охраны.

Штабной вагон имеет купе с приспособлением для подъема колясок, где с удобствами могут ехать люди, возможности которых ограничены. В этом же вагоне находится спутниковая аппаратура ГЛОНАСС.

Билеты в поезд фирменный продаются по программе "Динамического ценообразования", то есть пассажир может купить билет по наименьшей стоимости на конкретное число.
В процессе уменьшения свободных мест в поезде и при повышенном спросе на какую-то дату стоимость билета может возрасти.