Планируя путешествие в Санкт-Петербург, непременно нужно отвести несколько часов на посещение Петропавловской крепости, своего рода сердца города. Расположена она на Заячьем острове, в месте разделения Невы на три отдельных рукава. Построена крепость была более трехсот лет назад, по приказу императора Петра I. С тех пор, каждые несколько десятилетий здесь появлялись новые строения. В наши дни в этом музейном комплексе сложно разобраться без плана-схемы Петропавловской крепости, на котором четко отображены все ее достопримечательности. Им мы и воспользуемся в ходе нашего обсуждения.

Схема крепости

Глядя на схему Петропавловской крепости, можно заметить, что комплекс своей формой почти повторят очертания Заячьего острова. По углам расположились шесть ее бастионов, объединенные между собой стенами (их называют куртинами).

В восточной части крепости возвышаются парадные Петровские ворота. Само их название говорит о том, что их повелел возвести первый российский император.

Треугольные равеллины, защищающие крепость с востока и запада, были сооружены значительно позднее, но гармонично вписались в общий план построек.

Сложно не обратить внимание на золотой шпиль колокольни Петропавловского собора, хорошо заметный в центре схемы. Без преувеличения можно сказать, что собор является центром всего комплекса старинной крепости.

Сердце легендарного города

В далеком 1703 году император Петр I, обеспокоенный безопасностью державы, ведущей войну со шведами, повелел заложить новую крепость на Заячьем острове. С этого сооружения и начинается история великого города Санкт-Петербурга. В том самом году был выстроен соединивший остров с населенным пунктом.

Вначале не планировалось возводить крепость из камня, это было сложно и дорого, строительство велось из бревен и земли. Однако после нескольких мощных разливов Невы часть непрочных земляных валов была разрушена.

Вместе с крепостью началось возведение знаменитого Петропавловского собора, правда, тогда небольшой деревянной церкви.

Сразу после окончания строительства крепости из дерева было решено укрепить ее в камне. Реконструкция началась в 1706 году с северной части постройки, наиболее в те дни уязвимой. В 1708 году был заложен первый камень второго бастиона-Трубецкого.

После победы над шведами нужда в укрепленном сооружении отпала, но ее строительство и реорганизация продолжались. И в наши дни на схеме Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге можно рассмотреть постройки, заложенные еще Петром I.

Сенат и тюрьма

После официального перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург в стенах Петропавловской крепости начал работу Сенат.

В последующие годы на правительственной территории были построены Монетный двор, Комендантский дом и много других зданий.

К сожалению, еще в 1715 году Петропавловскую крепость начали использовать еще и как тюрьму для содержания политических узников. Эта печальная история продлилась не одно столетие. Именно здесь в 1718 году умер в заточении опальный царевич Алексей, сын Петра I. В Комендантском доме был оглашен приговор декабристам. Среди многочисленных узников известны А. Н. Радищев и Н. А. Чернышевский.

В начале XIX века комплекс Петропавловской крепости впервые стал доступен для осмотра посетителями. С тех пор историческое здание превратилась в большой музейный комплекс, на осмотр которого не хватит целого дня.

Усыпальница семьи Романовых

Если смотреть на схему Петропавловской крепости сверху, то выделяется здание с высоким золотым шпилем. Сооружение считают ровесником родного города. Это знаменитый Петропавловский собор, в котором с 1725 года нашли успокоение почти все российские императоры.

Когда начиналась реконструкция первой деревянной крепости, изменения коснулись и церкви имени известных апостолов Петра и Павла, тоже построенной из бревен. Прекрасный кафедральный собор полностью отвечал задумке императора Петра I о великолепии новой российской столицы.

На схеме Петропавловской крепости рядом с величественным собором просматривается здание Великокняжеской усыпальницы, предназначенной для погребения некоронованных членов семьи Романовых. Здание было сооружено в начале XX века и до начала революции 1917 года.

Здесь стоит обратить внимание на несравненные мозаичные иконы Божьей матери, исполненные в мастерской Фролова. И, конечно, величественный образ Казанской Божьей матери, расположенный высоко на фасаде сооружения. Считается, что он оберегает город на Неве еще со времен его первого императора.

Домик для славного корабля

Есть еще интереснейшая достопримечательность, которая всегда привлекает туристов в Петропавловской крепости. На схеме крепости с подписями выделяется необычное название - Ботный дом. Сама идея постройки здания для хранения небольшого деревянного судна в наши дни кажется немного странной, но эта задумка императора Петра I оправдала себя.

Сам ботик- это небольшое парусно-гребное судно, на котором юный Петр совершал свои первые плаванья по Переяславскому озеру. Император считал, что именно с него и началась славная история российского флота.

В 1723 году ботик торжественно перевезли из Москвы в Северную столицу. А примерно через сорок лет вместо навеса был построен павильон для его хранения, названный Ботным домом.

В наши дни в здании проходят выставки, посвященные истории Петербурга. Сам корабль с 1931 года стал частью экспозиции Центрального Военно-морского музея, а в Ботном доме выставлена его точная копия, правда, немного меньшей величины.

Прогулка по стенам крепости

В ясный солнечный день стоит не пожалеть небольшой суммы на входной билет и совершить прогулку по стенам крепости. По отзывам местных жителей, отсюда открывается самый лучший панорамный вид на исторический центр Санкт-Петербурга и на величественную Неву.

По карте-схеме Петропавловской крепости возможно определить, что этот маршрут проходит от Государева до Нарышкина бастионов. Ступать придется по деревянным мосткам, что тоже добавляет колорита.

Каждый день в ровно полдень раздается выстрел из пушки, находящейся на бастионе крепости. Впечатления гарантированы!

Аппараты да Винчи и космические скафандры

Территория крепости довольно большая, и на ней постоянно действуют несколько интереснейших экспозиций.

Например, для любителей истории будет интересна постоянная выставка "Тайны да Винчи", где представлены макеты множества изобретений великого мастера. Дети не могут оторваться от пушек и катапульт в натуральную величину. Еще там есть огромный макет танка в деревянной обшивке, вооруженного несколькими пушками. Гости выставки надолго пропадают в большой зеркальной комнате, где можно сделать очень забавные фотографии.

А поклонникам современной техники стоит посетить Музей космонавтики и ракетных изобретений им. В. П. Глушко, расположенный в Иоанновском равелине. Ориентируясь по схеме, в Петропавловской крепости найти его будет совсем не сложно. Здесь можно увидеть макеты первых искусственных спутников и точную копию МКС в масштабе 1:50.

Не забудьте сфотографироваться рядом со спускаемым аппаратом "Комета", побывавшем в космосе в 1991 году. Сейчас он красуется перед входом в музей.

При посещении Петропавловской крепости есть возможность купить единый билет на проведение пяти экскурсий. Согласно отзывам, их реально обойти только за два дня. Поэтому лучше выбрать отдельные интересные выставки и больше времени провести там. А в хорошую погоду можно записаться на обзорную экскурсию "Северная Венеция" и полюбоваться замечательными видами крепости с Невы.

На территории музейного комплекса расположено более восемнадцати достопримечательностей, которые отображены на схеме Петропавловской крепости. А еще можно погулять по стенам сооружения, насладиться солнечными лучами на пристани и сфотографироваться на фоне Петровских ворот, возведенных более трехсот лет назад.

Прежде чем мы начнём нашу прогулку по Петропавловской крепости, хотим напомнить, что этот маршрут является частью нашего мобильного приложения – Планировщик путешествий для iPhone и Android . Скачав его, вы можете не только воспользоваться этой экскурсией, офлайн картами и GPS, но и полностью спланировать поездку в Санкт-Петербург. Итак, поехали!

Flickr, Eiji Kudo

Обычно именно отсюда начинается путешествие по Петропавловской крепости. Этот легендарный мост построили на месте первой петербургской переправы, соединявшей берег с Заячьим островом с 1705 года.

Первое сооружение было деревянным, разводным и сделанным с таким расчетом, чтобы его можно было легко сжечь в случае нападения врага, дабы отсечь неприятелю подходы к крепости.

В 1738 году конструкцию немного изменили, достроив на обоих берегах каменные дамбы с арками, а деревянной оставили только центральную подъемную часть. В результате этих дополнений длина моста составила более 150 метров, ширина – 10 метров.

После этого Иоанновский мост пережил ещё немало изменений, среди которых была и смена имени. Изначально называвшийся Петровским, мост в 1887 году поменял название на Иоанновский.

Наиболее существенные изменения конструкции переправы произошли в XX веке, когда заменили несущие балки, установили новые фонари и ограждения, стилизованные под XIX век. Сейчас мост стал пешеходным, с широкой мостовой из брусчатки и деревянными тротуарами, красивыми фигурными ограждениями и затейливыми фонарями.

Спасибо! Каждый раз когда вы бронируете отели на Booking.com через наш сайт, вы помогаете нам описать ещё одно место, составить ещё один маршрут или разработать ещё один город. Спасибо вам за это!


Panoramio, Alexey Rodionov

Проходя по Иоанновскому мосту к Петропавловской крепости, посмотрите налево и увидите, как из воды выступают деревянные сваи, на одной из которых сидит небольшой белый зайчик.

Есть красивая легенда, согласно которой во время наводнения маленький зайчонок запрыгнул в сапог Петра I, который как раз выходил из лодки на берег. Царь спас храброе животное и в его честь назвал остров, где хотел строить крепость.

Белый заяц из специального сплава восседает на пеньке, выступающем из пучка свай. Они предохраняют мост ото льда весной и расположены всего в нескольких метрах от линии переправы. Размер зайца чуть больше натурального – 58 сантиметров от лап до кончиков торчащих ушей.

В Санкт-Петербурге существует традиция, связанная с этим ушастым талисманом Петропавловской крепости. Говорят, если загадать желание и закинуть монетку на небольшой постамент у лап зайчика, то оно обязательно сбудется.

Желающих воплотить в жизнь свои мечты оказалось много, а метких и ловких маловато, поэтому дно Кронверкского канала густо усеяно монетами. Но, в любом случае, стоит попробовать – вдруг этот зайчик исполнит именно ваше желание.


travel.wmouse.ru

Парадным входом в крепость служат Петровские ворота, ставшие первой Триумфальной аркой в Санкт-Петербурге и оставшиеся единственными триумфальными воротами, сохранившимися со времен Петра I. В 1708 году в Петровской куртине крепостной стены их спроектировал Доменико Трезини. Итальянский архитектор создал классический образец парадных ворот, в нижнем ярусе которых был арочный проход в крепость, а верхний играл сугубо декоративную роль.

Петровские ворота были украшены множеством статуй и барельефов. Они стали символическим отражением деяний Петра I и веяний того времени. Например, резное панно по центру высокого полукруглого фронтона изображает сцену «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». В этом сюжете побежденный волхв намекает нам на Карла XII, а апостол Петр, святой покровитель царя, символизирует самого Петра I.

По сторонам от прохода расположены две статуи Афины: Афина Паллада в доспехах, символ власти и победы, и Афина Полиада (Градоправительница) с зеркалом и змеей, олицетворяющая мирную жизнь города.

Над аркой парит двуглавый орел из свинца с золочеными деталями. Петровские ворота были украшены и другими статуями: апостола Петра с ключами от Рая, Веры и Надежды, Марса и Посейдона. Но в дни блокады Ленинграда ворота пострадали от бомбардировок и пожаров, и не все детали декора были восстановлены в ходе реставрации.


petrushanov.livejournal.com

И вот, наконец, мы на территории Петропавловской крепости! История Санкт-Петербурга начиналась как раз отсюда, с закладки цитадели на Заячьем острове в 1703 году. Основание будущей столицы Петра I окутано легендами и различными версиями выбора именно этого места, среди них и миф о зайцах, и предсказания вещего старца царю, и прочие догадки.

Скорее всего, важнейшую сыграло роль удобство размещения крепости на острове, ведь первое время царь опасался атак шведов и строил внушительный форт, чтобы не пропустить врага вглубь страны.

Изначально крепость была окружена земляными валами, которые постоянно подмывались водами Невы, поэтому вскоре укрепления выстроили в камне и кирпиче. Очертания крепостных стен представляют собой неправильный шестиугольник, по форме напоминающий черепаху.

На каждом углу находится бастион, названный в честь одного из приближенных царя. Они, в свою очередь, соединены между собой куртинами – широкими стенами, внутри которых были служебные помещения и печально известные Петропавловские казематы. В этих темницах побывали многие известные политические узники.

Петропавловская крепость входит в комплекс Музея истории Санкт-Петербурга. Сегодня на её территории работают десятки музеев и выставочных залов. Здесь также можно осмотреть уникальные исторические памятники и интересные достопримечательности.

От входа проходите прямо и уже скоро справа от вас окажутся два самых красивых и величественных сооружения крепости.


Panoramio, Alexxx1979

Вера в то, что цари являются помазанниками Божьими, породила общую для многих стран традицию хоронить монархов в храмах. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге не стал исключением, в его стенах обрели покой 50 членов императорских и княжеских семей, начиная с Петра I и его родных.

В конце XVIII века в соборе уже не хватало места для новых надгробий и саркофагов, поэтому рядом с ним к 1908 году возвели дополнительное здание. Великокняжеская усыпальница стала местом захоронения некоронованных особ из императорского дома России, великих князей и княгинь, а также их ближайших родственников.

Усыпальница выглядит как однокупольная церковь, в облике которой смешались французский ренессанс и петровское барокко. Однако это красивое здание никогда не использовалось в качестве храма, а выступало в основном в роли некрополя или мавзолея. Здесь только изредка служили панихиды для членов императорских семей.

Великокняжеская усыпальница рассчитана на 60 захоронений, для каждого из которых сделан отдельный бетонный склеп. После революции надгробия были разрушены, бронзовые украшения гробниц и алтаря переплавлены. Иконостас уничтожили, а в помещении мавзолея устроили книгохранилище.

В 90-х годах здесь провели реставрационные работы, чуть позже восстановили красивые витражи, поврежденные бомбами Второй мировой войны.


imhonet.ru, Stirh

Петропавловский собор – ровесник Санкт-Петербурга и прародитель петровского барокко. После того, как в 1703 году Петр I выбрал место для крепости на Заячьем острове, одним из первых её зданий стала деревянная церковь Петра и Павла.

Спустя 9 лет начали строить каменный храм непривычного для России дизайна. Архитектор Доменико Трезини разработал уникальный проект, в котором смешались черты итальянского и североевропейского стилей. Петропавловский собор положил начало петровскому барокко, который определил особый облик Санкт-Петербурга.

Прямоугольное здание венчает небольшой купол, меркнущий в сравнении с многоярусной колокольней над портиком входа. Возносящийся в небо тонкий золоченый шпиль более 300 лет был главным ориентиром города и его самым высоким строением. Только в 2012 году построили два здания, превосходящие по высоте 122-метровый шпиль, увенчанный золотым ангелом с крестом в руках.

Интерьер Перопавловского собора тоже довольно необычен, его пространство похоже на парадный зал дворца. Главное украшение – это золоченый резной иконостас в стиле триумфальной арки, богато украшенный узорами и скульптурами. Есть здесь и нехарктерная для православия кафедра проповедника, напротив которой стоит трон для царя с балдахином и символами царской власти.

Этот собор также служил императорской усыпальницей, в саркофагах из белого мрамора здесь покоятся 50 царей и князей России и члены их семей.

Позволим себе небольшое отступление... Силуэт Петропавловской крепости – один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Хотите, чтобы он виднелся из окон отеля, в котором вы остановитесь на время путешествия? Тогда загляните на Booking.com . На этом сайте гостиницу можно выбрать не только по цене, количеству звезд или набору услуг, но и по карте. Выбирайте дома, которые находятся вдоль Невы, и будет вам счастье и отличная панорама из окна:)


Flickr, Alexxx1979

На фоне грандиозного Петропавловского собора это скромное здание поначалу можно и не приметить, но заглянуть сюда нужно, как минимум для того, чтобы купить билеты для входа в собор.

Ботный дом был построен для хранения корабля Петра I, прозванного «дедушкой российского флота». Царь нашел английский ботик «Святой Николай» в Измайлово еще в 1688 году, и небольшое суденышко очаровало его своей маневренностью.

Юный Петр сразу же освоил управление легким ботом, и хотя тот был простым служебным судном при больших кораблях, можно сказать, что именно он стал началом увлечения Петра I флотом.

Ботик хранился сначала в Измайлово, затем в Москве, а в 1723 году его торжественно доставили в Санкт-Петербург, где любимую игрушку царя приветствовала пушечными залпами вся элита российского флота. Именно тогда и родилось второе имя ботика: летописцы записали шутку Петра I о том, как «внучата дедушку поздравляют».

После торжественной встречи бот поместили под навес в Петропавловской крепости. В 1761 году для ботика построили собственный дом – небольшое, но симпатичное здание в стиле классицизма с элементами барокко. На крыше установлена скульптура полуобнаженной девушки с веслом, символизирующая навигацию.

В Ботном доме «Святой Николай» обитал с 1767 до 1928 года, затем его отправили в Петергоф, а в 1940 он переселился в Центральный военно-морской музей. Ботный дом сегодня – это кассы музея и сувенирный магазин, но также здесь хранится точная копия ботика «Святой Николай», выполненная по древним технологиям.


Flickr, Alexxx1979

Важной составляющей архитектурного ансамбля главной площади Петропавловской крепости служит здание монетного двора, ставшего одним из первых промышленных предприятий Санкт-Петербурга. В 1724 году Петр I повелел изготавливать золотые монеты в Петропавловской крепости, перенеся производство из Москвы. Первое время деньги чеканили в Трубецком бастионе, затем цеха переместили в Нарышкин бастион.

В конце XVII – начале XIX века Петербургский монетный двор получил отдельное здание на территории крепости. Глядя на элегантное классическое строение с широким фронтоном и арочными окнами, не верится, что за его стенами кипит жизнь крупного производственного предприятия.

Монетный двор начинал свою работу с изготовления государственных монет разного достоинства, медалей и орденов. В прошлом здесь чеканили деньги и для других государств: дукаты для Нидерландов, пиастры для Турции, а также юбилейные монеты и награды.

Во время революции 1917 года монетный двор отправился в эвакуацию в Екатеринбург, а затем и вовсе приостановил свою деятельность вплоть до денежной реформы 1922-24 годов. Впрочем, перед Великой Отечественной войной Ленинградский монетный двор вновь был одним из наиболее крупных предприятий такого рода во всей Европе.

Сегодня Петербургский монетный двор входит в число восьми филиалов объединения Гознак. Здесь производят награды, ордена, медали, памятные монеты и знаки.


История Петропавловской крепости связана не только с царским родом и становлением русской государственности. Она получила прозвище «Русская Бастилия», ведь в здешних тюрьмах побывали многие исторические личности, государственные деятели, вольнодумные писатели и противники правящих властей.

В XVIII веке заключенные содержались в казематах, расположенных в куртинах крепости. К 1870 году построили отдельное здание тюрьмы, разобрав для него внутренние стены Трубецкого бастиона. В нем было около 70 одиночных камер для политических заключенных, которые содержались здесь, будучи под следствием. Режим для противников властей был очень строгий: им запрещали общение с другими арестантами, свидания и переписку с родными, не давали никаких книг кроме Библии.

В 1917-20 году в тюрьме Трубецкого бастиона содержали и расстреливали людей, приближенных к царской семье. Проведенные в 2010 году раскопки обнаружили массовые захоронения жертв того времени.

С 1924 года тюрьма стала музеем, где можно осмотреть бывшие камеры и казематы, пройтись по коридорам, помнящим страдания сотен людей. Впечатление от экскурсии дополняют реконструкции быта заключенных и надзирателей, личные вещи бывших заключенных и таблички с их непростыми биографиями.


Одноэтажное здание с треугольным фронтоном и широкими воротами на момент постройки в 1846 году официально называлось «Службами комендантского ведомства». Но практически сразу к нему приклеилось более удобное и понятное название – Каретник.

В этом строении в стиле классицизма в XIX столетии располагались конюшня с шестью стойлами, два ангара для экипажей и прочие связанные с конным транспортом хозяйственные помещения.

После революции 1917 года здание продолжали использовать по его прямому назначению. Во время блокады Ленинграда в Каретник попала бомба, в результате чего начался сильный пожар и помещение выгорело почти дотла.

Новая история Каретника началась в 1994 году, когда он перешел к Государственному музею истории Санкт-Петербурга. К 2003 году завершились реставрационные работы и помещения отдали под сменные экспозиции и выставки.

В наши дни в Каретнике проходят различные тематические выставки.


Это красивое сооружение вы не обойдете стороной при всем желании – настолько оно выдающееся на фоне безликих стен и хозяйственных построек.

Дом для коменданта Петропавловской крепости начали строить одновременно с основанием самой цитадели. В 1704 году появилось первое сооружение из дерева, затем к нему добавляли флигели, служебные помещения, реконструировали всё это вместе в один комплекс и снова меняли.

Свой окончательный вид дом приобрел в 1893 году и с тех пор он остается неизменным. В большом и просторном здании располагалось множество служб: канцелярия, прачечные, кухни, комнаты для прислуги, покои коменданта. Была также домовая церковь и Парадный зал для торжеств, обстановку которого недавно восстановили.

В 1917 году здесь размещался штаб Военно-революционного комитета, а после революции сюда заселили жильцов. С 1975 года Комендантский дом стал тематическим музеем, посвященным истории Петербурга-Петрограда с 1703 по 1918 год.

В здешних залах облик города воссоздан в макетах и миниатюрах – очень точных и детальных. Здесь есть копии известных мест Северной столицы: площадей, улиц, зданий. Можно даже заглянуть в комнаты доходного дома, чтобы разглядеть его обстановку и предметы быта жильцов.

Кроме миниатюр в музее представлены тысячи полноразмерных экспонатов: одежда и бытовые предметы петербуржцев разных веков и сословий, в том числе личные вещи известных людей.


Невские ворота Петропавловской крепости находятся между Нарышкиным и Государевым бастионами и обращены на Комендантскую пристань. Они являются единственным выходом из цитадели к Неве.

К слову, если вы будете гулять в районе полудня, обязательно поднимитесь на Нарышкин бастион, откуда ежедневно в 12:00 стреляет пушка. Эта традиция ведет историю ещё со времен Петра.

Первые Невские ворота на этом месте появились в 1714 году и были сделаны из дерева. Затем Доменико Трезини выстроил их из камня, потом их еще несколько раз реконструировали. В 1787 году Петропавловская крепость получила новые Невские ворота, больше прежних аж в три раза. Их нынешняя высота составляет 12 метров, ширина также около 12.

Арка Невских ворот выступает из куртины в виде классического портика с треугольным фронтоном и двойными колоннами по сторонам от входа. На фронтоне расположена эмблема с якорем и золоченая дата создания ворот. Фасадная часть сделана из сердобольского серебристо-серого гранита.

Невские ворота Петропавловской крепости имеют и другое название – «Ворота смерти». Так их прозвали за то, что именно отсюда выводили из Петропавловских темниц узников, приговорённых к смертной казни, и по реке доставляли их к месту экзекуции. Есть и более жизнерадостная легенда об этих воротах: говорят, через них внесли в крепость «дедушку русского флота» – любимый ботик Петра I «Святой Николай».


Flickr, gracious tiger

Выйдя к Неве, можно в полной мере оценить военную мощь Петропавловской крепости. Государев бастион стал первым зданием, заложенным на её территории. Петр I лично контролировал его возведение, из-за чего эта часть цитадели и получила такое название.

Это оборонительное сооружение в форме пятиугольника создавалось для эффективного ведения огня по противнику. К счастью, желающих напасть на Петропавловскую крепость так и не нашлось, поэтому вся его огневая мощь и усилия военных инженеров не пригодились. Каменное здание возвели в 1732-м на месте первого бастиона 1703 года постройки.

Внутренние помещения укрепления раньше состояли из двух ярусов боевых казематов, которые спустя 100 лет переделали в одноярусные. Под ними проходил подземный тоннель, через который можно было выйти в другие помещения.

Так как нападения шведов, которого опасался Петр I, так и не произошло, вскоре Государев бастион стали использовать в мирных целях. Сначала в казематах разместили мастерские, склады и пороховые погреба. В XIX столетии здесь организовали лазарет для военных арестантов, солдатские казармы и баню. Сегодня для посетителей открыты казематы и подземелья бастиона.

А ещё здесь снимали кино:) Государев бастион сыграл роль места казни Анны Бестужевой в саге о Гардемаринах и превратился в Бристоль в фильме «Остров сокровищ».

На этом мы с вами прощаемся и предлагаем самостоятельно побродить по крепости. Мы описали для вас только самые-самые её места, но как приятно гулять и находить что-нибудь неожиданное!

ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБОРОНЫ НЕВЫ

Крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). Финны называли остров Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров). Всего за четыре месяца здесь были возведены фортификационные сооружения из дерева, дерна и земли. Хотя за время своего существования Петропавловская крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, в годы Северной войны она была важным звеном в цепи укреплений Невы и Финского залива. В эту оборонительную систему также входили расположенная у истока Невы древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость-верфь Адмиралтейство, заложенная в 1704 году на левом берегу Невы, и новая русская крепость Кроншлот (Кронштадт) в Финском заливе.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города — собор Св. Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Св. Анны (заложена в 1704), Главная аптека (1704-1720-е), деревянное здание Сената (1713-1717), Монетный двор (с 1724) и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь — Троицкая.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость была возведена по правилам западноевропейской бастионной системы по проекту Ж.-Г. Ламбера де Герэна, французского инженера на русской службе. Она имеет форму вытянутого шестиугольника с шестью массивными, выдвинутыми в сторону противника бастионами.

Первоначально крепость была деревоземляной. Фундаментом для стен куртин и бастионов служили ряжи — квадратные в плане срубы, наполненные камнем, на которые насыпали земляные валы. Общее руководство строительством в 1703-1705 годах осуществлял военный инженер из Саксонии В.-А. Кирштенштейн. За строительством одного из бастионов наблюдал сам государь. Надзор за возведением других он поручил своим ближайшим сподвижникам — А. Д. Меншикову, Г. И. Головкину, Н. М. Зотову, Ю. Ю. Трубецкому и К. А. Нарышкину. Их именами были названы пять бастионов, шестой получил название «Государев». Между собой бастионы соединены куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской.

В сентябре 1703 года строительство первоначальной деревоземляной крепости было завершено. В восточной части Заячьего острова в 1704-1705 годах возвели дополнительное фортификационное сооружение — земляной равелин. В 1705-1709 годах на Березовом острове, к северу от крепостных стен построили Кронверк — укрепление, призванное усилить обороноспособность крепости в случае нового нападения. Под руководством инженера В.-А. Кирштенштейна в 1705 году в горже (тыльной части) Головкина бастиона был возведен пятиугольный в плане земляной кавальер — дополнительное фортификационное сооружение для ведения «верхнего огня».

В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту инженера Ж.-Г. Ламбера де Герэна и архитектора Д. Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру Б.-Х. фон Миниху, под его руководством в 1740-х годах были завершены все основные строительные работы.

По проекту Миниха в 1731-1740-х годах на западной и восточной оконечностях Заячьего острова были возведены каменные равелины. В память об отце и деде императрицы Анны Иоанновны их назвали Иоанновским и Алексеевским. Рвы, отделившие равелины от основной территории острова, были отгорожены с помощью ботардо — плотин с подъемными решетками. В 1730-1733 годах по проекту Б.-Х. фон Миниха был перестроен в камне кавальер, который получил название в честь императрицы Анны Иоанновны.

Все куртины крепости, за исключением Екатерининской, имеют воротные проезды: это Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские ворота. Первыми по времени создания стали Петровские ворота — главный вход в крепость, появившиеся еще в самом начале XVIII века. В 1707-1708 годах они были перестроены по проекту Д. Трезини в виде каменной триумфальной арки с деревянным верхним ярусом — аттиком (перестроен в камне в 1717-1718 годах), увенчанным деревянной статуей Св. апостола Петра, по которой и получили свое название. .

В дальнейшем каменные укрепления подвергались отдельным перестройкам и реконструкциям. При Екатерине II южный фасад крепости облицевали гранитными плитами (1779-1786, инженеры Р. Р. Томилов, Ф.-В. Бауэр), тогда же перестроили и Невские ворота, южный фасад которых был оформлен портиком (1784-1787, Н. А. Львов). Эти работы не имели оборонительного значения: крепость приобрела облик, соответствующий ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга. В царствование Николая I стены северных куртин и бастионов оштукатурили и покрасили «под вид гранита». Двухэтажные крепостные казематы в XIX веке почти повсеместно стали одноэтажными.

Заячий остров с Петроградской (Петербургской) стороной с XVIII столетия соединяет один из старейших городских мостов — Иоанновский (существует на нынешнем месте с 1736-1738 годов). Раньше в крепость вели еще два моста: Никольский (построен в 1820-х годах) и Кронверкский (возведен в 1853 году), оба были снесены в начале XX века. Лишь в 1938 году в северо-западной части острова был построен ныне существующий деревянный Кронверкский мост.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий — новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году. Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII - начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них— Д. Трезини, X. фан Болес, А. Ф. Вист, Н. А. Львов, А. Ринальди, А. Порто, Д. И. Журавский, Д. И. Гримм, Л. Н. Бенуа и многие другие. Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек. В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года — мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), а также Обер-комендантского дома (1743-1746) и Инженерного дома (1749). Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко. Во второй половине XVIII - начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения. Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма. Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I — «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, — образец архитектуры строгого классицизма. В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель. В период позднего классицизма были построены Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838), перестроены Обер-офицерский дом (1843) и Плац-майорский дом (1843-1844), возведены Главное Казначейство (1837), здание фондовых капиталов (1844), Каретник (1846). Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах. В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики — мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

ПРАЗДНИКИ И ЦЕРЕМОНИИ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С первых лет своего существования Петропавловская крепость становится одним из центров проведения разнообразных церковных и общегородских праздников, торжеств, иллюминаций и фейерверков, посвященных славным победам русского оружия, другим важным событиям в жизни государства.

В годы Северной войны появилась традиция сопровождать триумфы в честь «преславных викторий» строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и победы над шведским королем Карлом XII. В аттике помещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (К. Оснер-старший, 1708), в нишах по сторонам от арки ворот установлены созданные французским скульптором Н. Пино аллегорические фигуры «Храбрость» и «Благоразумие» (1716), над аркой находится свинцовый двуглавый орел (Ф.-П. Вассу, 1720-1722). В 1730 году резчик П. Федоров украсил ворота деревянными барельефами с военными атрибутами. Скульптурный декор включал не дошедшие до наших дней фигуры двух ангелов с трубами, рельефы с изображением воинских доспехов, которые размещались над нишами, аллегорические скульптуры «Благочестие» и «Надежда», статуи бога войны Марса и бога морей Нептуна на отдельных постаментах.

В годы царствования Петра I был учрежден праздник Дня вскрытия Невы ото льда, имевший особое значение для жителей Петербурга. Через Неву до середины XIX века не было постоянных мостов, поэтому во время ледохода сообщение между Васильевским островом, Петроградской стороной и Адмиралтейской частью прекращалось. Возобновлялось оно только после официального открытия речного судоходства.

Не менее торжественно отмечался праздник Крещения Господня. В самый разгар крещенских морозов, 6 января (по старому стилю), перед Петропавловской крепостью под звон колоколов собирались толпы горожан для совершения церемонии освящения невской воды. На льду реки вблизи стен крепости строили часовню, а рядом делали крестообразную полынью — «иордань» (от названия реки Иордан, где был крещен Иисус Христос). Церемония всегда проходила при участии императорской фамилии. В среду четвертой недели после Пасхи отмечался праздник Дня Преполовения святой Пятидесятницы — двадцать пятый день после Пасхи. На пристань в этот день совершались многолюдные крестные ходы из собора с участием духовенства едва ли не всех приходских храмов города. Процессия обходила вокруг стен крепости с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного Образа, взятой из домика Петра I. На каждом бастионе и над каждыми воротами совершались молебны, а затем у Невских ворот — водосвятие. Как полагали, по созвучию между словами «Преполовение» и «приплывание», существовал обычай переправляться в крепость через Неву.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР — УСЫПАЛЬНИЦА ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛЛИ


В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга. Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение — постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города. В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства — при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку — царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине). В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом. К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III — великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии), в 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

ГАРНИЗОН ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

22 июня 1703 года в строящуюся Петропавловскую крепость были введены войска (гвардия и другие полки) и назначен первый комендант — драгунский полковник барон К.-Э. Ренне. С этого времени и до 1 октября 1926 года жизнь крепости была связана с теми или иными воинскими частями и командами.

В первые годы Северной войны крепость оставалась базовым лагерем и опорным пунктом всех войск, оборонявших дельту Невы. Собственный гарнизон в крепости появился в октябре 1703 года, когда завершилось строительство деревоземляных укреплений и на них были установлены орудия.

В начале XVIII века войска, базировавшиеся в Петропавловской крепости, активно участвовали в сражениях Северной войны. В 1710-1790-е годы гарнизон крепости был частью всего С.-Петербургского гарнизона, а должности коменданта крепости и города не были разграничены. В конце XVIII - начале XIX века формируется устойчивая структура гарнизона, закрепленная официальными документами и штатными расписаниями. Подобная структура гарнизона просуществовала вплоть до 1920-х годов, когда отпала необходимость в его существовании.

Основу гарнизона крепости составляли рота крепостной артиллерии и инвалидная команда. Рота крепостной артиллерии, единственное реальное боевое подразделение, в начале XIX века насчитывала всего 168 человек. На вооружении роты состояло 45 орудий, часть из которых была предназначена исключительно для салютационной стрельбы. Артиллерийский гарнизон принимал участие в военных учениях. Так, во время маневров Гвардейского корпуса в сентябре 1840 года он защищал Кронверк, который был «штурмован открытою силою». Существенной частью деятельности артиллеристов была салютационная и сигнальная стрельба.

Инвалидная команда несла в крепости караульную службу. В ее обязанности входила охрана Петропавловского собора, ворот крепости и арестантских помещений. У всех ворот были оборудованы кордегардии. Наружные караулы вокруг крепости обычно выставлялись от городского гарнизона, а за охрану Монетного двора отвечала специальная «монетная команда» из 80 человек. Инвалидная команда поддерживала чистоту и порядок на территории крепости.

Организацией и производством ремонтно-строительных работ занималась Инженерная команда, в состав которой входили не только военные, но и вольнонаемные, и подчиненные Инженерной команде военно-рабочие роты. В 1810 году при Инженерной команде учреждается школа, в которой готовили кондукторов и писарей Инженерного корпуса.

Все постоянно находившиеся в крепости войска были расквартированы в приспособленных под казармы казематах, в крепости имелись вещевые, дровяные и продовольственные склады, овощехранилища, хлебопекарни, кухни, столовые и пр. Так как среди солдат были не только холостые, но и семейные, для них оборудовались специальные помещения в отдельных казематах. Кроме солдат, на постоянном жительстве в крепости находилось и большинство офицеров.

«РУССКАЯ БАСТИЛИЯ»

На протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой России. Недаром ее называли «Русской Бастилией». История Петропавловской крепости как царской политической тюрьмы началась со времен Петра I. Ее первыми узниками в феврале 1718 года стали царевич Алексей Петрович и другие арестованные по «царевичеву делу». В XVIII веке здесь содержались «жертвы» дворцовых переворотов и придворных интриг: кабинет-секретарь А. П. Волынский, архитектор П. И. Еропкин, генерал-фельдцейхмейстер Б.-Х. Миних, самозванка «княжна Тараканова», писатель А. Н. Радищев, руководитель Польского восстания 1794 года Т. Костюшко и его секретарь писатель Ю. Немцевич. Дважды — в 1798 и 1800 годах — узником крепости был раввин Шнеур Залман, еврейский вероучитель, один из авторитетов хасидизма.

При Павле I в Петропавловскую крепость были заключены видные военачальники А. П. Ермолов, адмирал П. В. Чичагов, атаман войска донского М. И. Платов. В год восшествия на престол Николая I — участники восстания 1825 года против самодержавной власти императора — декабристы. В XIX веке через застенки Петропавловской крепости прошли писатель Ф. М. Достоевский, видный деятель русского анархизма М. А. Бакунин, писатель Н. Г. Чернышевский, этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, арестованный за участие в студенческой демонстрации, участник обороны Севастополя писатель К. М. Станюкович и многие другие.

Первоначально, в начале XVIII века, заключенных размещали в крепостных казематах. Позднее в 1760-х годах на территории Алексеевского равелина был сооружен деревянный Арестантский дом. В 1797 году на его месте возвели новую тюрьму — Секретный дом (здание не сохранилось). В 1870-1872 годах по проекту военных инженеров К. П. Андреева и А. М. Пасыпкина на месте разобранных внутренних (валганговых) стен Трубецкого бастиона была построена тюрьма Трубецкого бастиона. В XIX - начале XX века ее узниками были более 1500 человек — участники российского освободительного движения, народники, социал-демократы, эсеры. Среди них — А. И. Ульянов (старший брат Ленина), писатель А. М. Горький. В 1917-1918 годах списки арестованных пополнили министры царского, а затем Временного правительств, противники советской власти. В 1921 году последними узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — МУЗЕЙ


Впервые для посетителей крепость была открыта при Александре I, когда в Петропавловском соборе стали проводиться экскурсии по императорскому некрополю. В 1922 году храм стал музеем (с 1926 года филиалом Музея Революции), а в 1927 году музейная экспозиция была открыта в тюрьме Трубецкого бастиона.

В 1954 году Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и некоторые другие здания в крепости вошли в состав Государственного музея истории Ленинграда. Сразу же началась огромная работа по изучению истории фортификационных сооружений, расселению жильцов из исторических зданий и реставрации помещений для будущих экспозиций. Были отреставрированы стены бастионов и благоустроена территория крепости. В 1950-1980-х годах памятники Петропавловской крепости реставрировались под руководством И. Н. Бенуа, А. А. Кедринского и А. Л. Ротача. Был выполнен огромный объем работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора. В 1970-2000-е годы для посетителей открылись экспозиции и выставки в Комендантском и Инженерном домах, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе: «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918», «История Петропавловской крепости», «Музей космонавтики и ракетной техники» и др.

Петропавловскую крепость ежегодно посещают тысячи туристов из многих стран мира, городов России, часто приходят сюда и петербуржцы. Сегодня Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших музеев страны. В его состав помимо Петропавловской крепости входят Шлиссельбургская крепость Орешек, Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, особняк Румянцева, Музей Печати, Монумент героическим защитникам Ленинграда и Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).


1. Петропавловская крепость - сердце Петербурга, точка, где 16 мая 1703 года началась история города. Так она выглядит со стрелки Васильевского острова.

2. Крепость расположена на острове Люст-гольм, это по-шведски значит Весёлый остров.

3. Финское название острова - Яниссаари, что в переводе значит Заячий. В честь этого среди воды протоки, отделяющей остров от суши, на деревянной свае установлена фигурка зайца, атакуемая туристами при помощи монет.

4. Первое, что видит посетитель, входя на остров по одному из двух мостов, Иоанновскому - так называемый «Малый пляж», где на травке загорают горожане. Купание в этом месте не рекомендовано.

5. С тыла крепость прикрывает укрепление-кронверк, ныне занятое военным музеем.

6. Через Кронверкский мост также можно попасть на остров, а внутрь крепости - через Никольские ворота.

7. Гораздо пышнее выглядят Петровские ворота, к которым приводит Иоанновский мост.

8. Ворота украшены деревянными резными фигурами и барельефами.

10. Ворота до сих пор служат вдохновением художникам, в том числе тем, кто только учится.

11. Вправо и влево от ворот высятся кирпичные стены Петровской куртины, упирающейся в Государев бастион.

12. Внутри Государева бастиона, первого по времени постройки, находится длинный коридор - потерна, открытый для посетителей.

13. Из него вышла бы прекрасная фотогалерея.

14. В толще стен коридора имеются узкие и длинные вентиляционные отдушины.

15. Заканчивается потерна обширным казематом с выходом во двор. Где-то здесь некоторое время после смерти Петра I хранился знаменитый ботик - «Дедушка русского флота».

16. Общий вид бастиона. В центре каменная аппарель - пандус для закатывания орудий на верх вала.

17. На вершине бастиона установлен памятный знак в честь «зоолетия» города.

18. На стрелке бастиона находится гранитная башенка для караула. Часть бастиона, выходящая на Неву, была облицована гранитом при Екатерине II.

19. С бастиона открывается отличный вид на исторический центр города, этот маршрут именуют «Невской панорамой».

20. Ново-Михайловский дворец великого князя Михаила, сына Николая I. А в 1928-1931 годах в нём жил Михаил Тухачевский.

21. Купола Воскресенского собора.

22. Впереди виден Нарышкин бастион и Флажная башня на нём.

23. Между Государевым и Нарышкиным бастионами располагается Невская куртина, так же закованная в гранит.

24. Здесь расположена Невская пристань, к которой ведут одноимённые ворота. Сейчас здесь толпы туристов и прогулочные теплоходики, а двести лет назад отсюда осуждённые начинали путь в Шлиссельбургскую крепость.

25. Внутри ворот установлены доски, отмечавшие уровень воды во время сильнейших наводнений. Наводнение 1777 года известно тем, что во время него в Алексеевском равелине якобы погибла княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, что изобразил на своей картине художник Флавицкий. Наводнение 1824 года - самое сильное за всю историю города, отмечало смерть Александра I, а Пушкин описал его в «Медном всаднике».

26. Войдём наконец на территорию крепости. По правую руку от Невских ворот стоит Инженерный дом, дошедший до нас практически не перестроенным с середины XVIII века.

27. За Главным казначейством прячется котельная. Это уютный, но малопосещаемый уголок крепости, здесь практически никогда не бывает туристов.

50. Неподалёку расположен дом Обер-коменданта крепости.

51. В этом доме в 1843 году родился знаменитый полководец Михаил Скобелев, внук коменданта крепости, Ивана Никитича Скобелева.

28. Значительную часть крепости занимает Монетный двор, крупнейший в мире.

29. Здесь и сейчас чеканятся рубли, помеченные литерами «СПМД».

30. Перед Монетным двором раскинулась покрытая брусчаткой Соборная площадь. На ней стоит Ботный дом, построенный в 1761 году для хранения ботика Петра I.

31. Сейчас внутри кассы, сувенирные магазины, а также копия того самого ботика.

32.

33. На крыше дома установлена скульптура девушки с веслом, аллегории Навигации.

34. А с 1819 года на доме стояла вот эта терракотовая скульптура, созданная скульптором Д. И. Иенсеном. Сейчас её можно увидеть в музее истории Петропавловской крепости, расположенном в Невской куртине.

35. В этом же музее хранятся оригинальные деревянные барельефы с Петровских ворот.

36.

37. В музее представлено множество старинных карт и гравюр с изображением крепости.

43. Образцы старинного стекла.

44. Икона-подношение почившему царю Александру III.

40. Нельзя в таком музее обойтись без макетов крепости.

41. На макетах хорошо виден канал, проходящий справа от Петропавловского собора. Его предназначение - в случае осады снабжать защитников крепости питьевой водой.

42. Сейчас канал засыпан, но сохранились его коллекторы под стенами крепости.

45.В музее много и других, менее масштабных макетов.

46. Здесь изображен фрагмент куртины первоначальной, земляной крепости.

47. Маленький мостик.

48. Мост через ров у одного из четырёх ботардо крепости.

47. Паромная переправа.

50. Интересная деталь: пол в зале, где на экране демонстрируется фильм о строительстве крепости, покрыт плиткой из деревянных чурбанчиков.

51. А под самыми окнами музея плещется Нева, там купаются и загорают.